Фикрет САДЫХОВ, политолог
Что из того, что кто-то побрил голову и ударил азербайджанца”, – заявил известный жириновец, депутат Государственной Думы России Алексей Митрофанов. Пещерный национализм в России перестал быть забавой малолетних недоумков. Сегодня поднимает голову расизм политический – на уровне высказываний и даже действий облеченных властью людей. У скинхедов появились серьезные идеологи. Есть и своя легальная организация – Народная национальная партия.
По описаниям журналистов, это обычная однокомнатная квартира на первом этаже с белыми стенами, черной кожаной мебелью, флагами с изображением кельтского креста, портретами последнего российского императора и императрицы. Но все это не мешает ее лидерам мечтать о власти.
Глава партии Иванов-Сухаревский убежден, что, придя к власти, скинхеды депортируют кавказцев, азиатов, евреев. “Пускать им кровь мы не будем, – благородно заявляет глава движения. – Просто отправим их всех на историческую родину”. Но интересное дальше. Иванов-Сухаревский считает, что “погромы и драки” – это ничто иное, как “справедливый выплеск расового самосознания”. По мнению главы ННП – это “естественная форма протеста русской молодежи”. “Кавказцы заполонили Москву, контролируют рынки, не дают прохода русским крестьянам, привозящим товар. Так что поделом им”, – заявил глава российских скинхедов.
Кстати, сама партия зарегистрирована Минюстом в 1994 году, насчитывает 10 тысяч членов по стране. В Москве – это полторы тысячи человек. Свою политическую ориентацию ННП определяет, как “национально-экологическую, православную”, выступая за лишение “лиц нерусской национальности” российского гражданства, депортацию всех иностранцев. На этом фоне поражает позиция отдельных российских ученых-экспертов. Так, например, известный юрист Юрий Феофанов считает, что скинхеды, вскидывающие руки в нацистском приветствии, – всего лишь безобидные хулиганы, а не политические экстремисты.
“Юридический запрет на то, что запретить невозможно, – считает правовед, – не просто бесполезен, он вреден”. Еще недавно трудно было даже вообразить, что такое будет возможно в XXI веке – в условиях глобализации, высоких технологий, интеграционных процессов, борьбы за права человека. Сегодня мы стали свидетелями роста этнической нетерпимости и ксенофобии и во Франции, где ультраправый политик Ле Пен чуть не стал главой государства. Многие наблюдатели считают в связи с этим, что подобное могло появиться лишь в условиях излишней либерализации и терпимого отношения к проявлениям воинственности внутри самих стран. Когда-то идеалистические иллюзии государственных деятелей 30-х годов прошлого столетия способствовали приходу к власти в Европе нацистов, а затем и началу второй мировой войны.
Между тем российское агентство политических новостей распространило довольно любопытную версию. Согласно сообщению в течение 2002 года в тренировочных лагерях на территориях Московской, Тульской и Калужской областей будет подготовлено до 20 тысяч скинхедов. По информации источника, подготовка бойцов экстремистских организаций проводится на базе ряда объектов Министерства обороны России при участии специалистов “смежных” силовых ведомств.
Цель проекта “Скинхеды” – создание эффективной организации, которую власть сможет использовать для решения ряда тактических и стратегических задач: получить достаточные основания для жесткого подавления системной оппозиции в России. Есть основания полагать, что в ближайшее время скинхеды предпримут несколько новых акций, опасных для здоровья западного дипломатического корпуса. В результате Запад должен недвусмысленно поддержать борьбу с экстремистами в России, в том числе на законодательном уровне. Принятие же закона о противодействии политическому экстремизму и претворение в жизнь его основных положений позволит в преддверии думских выборов 2003 года нейтрализовать низовые структуры КПРФ, которые достаточно эффективно ведут агитацию даже без доступа к медиа-ресурсу.
В таком случае левая оппозиция не сможет воспользоваться последствиями проводимых правительством непопулярных реформ, и в первую очередь реформы ЖКХ и энергетических тарифов. И все же хотелось бы верить в искренность слов российского президента, выступившего недавно в Кремле с ежегодным посланием парламенту. Путин отметил, что рост политического экстремизма представляет серьезную опасность для российского общества. Речь идет, сказал он, о тех, кто под фашистскими националистическими лозунгами устраивает погромы, избивает и убивает людей. Президент сообщил также, что в Госдуму в ближайшее время будет внесен проект закона о борьбе с экстремизмом.
Правда, происходящее напоминает тому же А.Митрофанову 1983 год, когда тогдашний генсек Ю.Андропов объявил кампанию против проявлений национализма и на этом фоне начал укреплять идеологическую дисциплину в партии. Россия же, по мнению Митрофанова, пойдет еще дальше: будет принят закон о борьбе с экстремизмом и на его основании нежелательные политические объединения будут прижиматься, а то и распускаться.
И тем не менее для нас важно другое. Политическому экстремизму, приводящему к крови в России, и высказываниям, подобным митрофановскому, должен быть положен конец. Только в этом случае можно избежать многочисленных жертв, в том числе и среди наших соотечественников.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год