Р.ОРУДЖЕВ
Достаточно жесткие оценки и заявления, прозвучавшие из уст российского президента сразу после саммита, во время посещения им Aстрахани, заставили “большинство иранских экспертов выразить удивление”, признается обозреватель официозной газеты The Tehran Times.
“Его замечания были особенно неожиданны, потому что российский президент сделал их на следующий день после переговоров с президентами четырех других каспийских прибрежных государств. Российский президент подчеркнул, что Москва вернется к двусторонним соглашениям с соседними странами, если пять прибрежных государств будут не в состоянии достигнуть соглашения по новому юридическому статусу Каспийского моря”. Путин, как известно, приказал российским ВМС на море начать подготовку к обширным маневрам в центральной части Каспия.
“Большое количество экспертов, – продолжает иранская газета, – полагают, что замечание Путина стало результатом его политической незрелости, которая идет вразрез с дипломатическими нормами. Они обвинили его в принятии поспешных решений”. Напомним, что “военно-морское” решение Путина стало результатом его недовольства итогом Ашгабатского саммита, и главным образом несговорчивой позицией иранского лидера. Кроме того, возможно, участие в показательных учениях России могут принять и представители Азербайджана, что должно, очевидно, придать дополнительный импульс руководству Ирана стать несколько сговорчивее в вопросе разграничения на Каспии.
Политика Ирана в Каспийском регионе основывается на снятии напряженности и добрых отношениях с соседними государствами. Об этом, как передает РИА “Новости”, заявил председатель иранского парламента Мехди Кярруби, комментируя вчера намерение России провести на Каспии учения ВМФ и возможность деления дна моря на двусторонней основе. Кярруби подчеркнул, что Москва и Тегеран имеют хорошие и близкие отношения, однако Исламская Республика обязана сохранить территориальную целостность и защищать свои национальные интересы.
По его словам, Иран “не проявляет агрессии, но и не принимает вторжений извне”. “Надеемся, что все прикаспийские государства достигнут взаимопонимания и найдут справедливое решение в определении правового режима Каспия”, – отметил глава иранского парламента.
При этом иранские политики продолжают отдавать предпочтение разговорам о недопустимости привлечения в регион вооруженных сил иностранных держав, и прежде всего США, как бы не замечая того, что неконструктивная позиция Тегерана привела к тому, что и главный региональный союзник – Москва – прямо намекает Ирану на свое недовольство. Об этом свидетельствует вчерашнее заявление на пресс-конференции официального представителя МИД Ирана Хамида Резы Ассефи.
“Усилия некоторых стран пригласить посторонние силы для участия в решении проблем Каспийского региона станут основанием роста недоразумений и сделает ситуацию еще более запутанной”.
По его словам, такие меры не помогут разрешить существующие трудности между прикаспийскими странами в определении статуса моря. “Исламская Республика уверена, что Каспий должен быть морем мира, дружбы и сотрудничества, а соседние государства могут ликвидировать проблемы и разногласия только согласованным путем”, – отметил Ассефи.
В свете созидательных переговоров президентов прикаспийских государств должна быть продолжена работа специалистов для выработки приемлемого для всех результата, считает представитель иранского внешнеполитического ведомства.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год