Хальфа ГУСЕЙНОВ, экономист
Предстоит большая встреча президента страны с предпринимателями, с людьми, на чьи плечи рыночная экономика возложила основную нагрузку по реформированию общества. А если этой прослойке живется плохо, нечего ждать чуда и всем остальным. Очень не хотелось бы, чтобы встреча с главой государства превратилась в шоу, хотя признаки этого уже имеются: государственные мужи, ответственные за экономику и до сих пор сидевшие “набрав в рот воды”, сегодня кинулись наперебой давать интервью о “пользе предпринимательства” и о своей “хорошести”.
Несколько лет назад в одной из своих статей я написал: “Аллах одарил нас несметными богатствами, а все отнял жулик-чиновник”. Этот вопрос продолжает оставаться актуальным. Сегодня чиновник назначен основным элементом экономических преобразований и призван ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО созидать. Но за этот род созидания ему откровенно мало платят, поэтому он стремится компенсировать свои потребности за счет материального созидателя, каковым является предприниматель. В круговороте капитала предусмотрены материальные интересы банкиров, производителей торговли. Через сильные профсоюзы наемные работники решают вопросы своей материальной удовлетворенности.
А чиновники, написавшие “правила игры” в виде законов и нормативных актов и урегулировавшие взаимоотношения в обществе, официально не имеют ничего. Цивилизованный мир эту проблему решил за счет кадровой достаточности и восокой оплачиваемости чиновничества, чтобы не зарились на чужое. Нам нужен зхакон “О государственном служащем”, в котором нашли бы место права и обязанности чиновника, его общественная значимость и ответственность. Ибо вырождение чиновничества в “выбивателей материальных средств” – это вырождение государственности.
Бесконтрольность за чиновничеством по “самообеспечению” – в итоге смешной по доходности бюджет при значительных потенциальных возможностях. Мы любим много и самозабвенно говорить о коррупции. Эта тема – излюбленный конек атак одних и контрвыпадов других. Хотя любому давно ясно, что политические критики этого зла со стороны оппозиции, видя ее причину в лице одной группы людей, старательно умалчивают о своих групповых “розовых мечтах”. Авторитарная демократия предусматривает выработку законодательно-исполнительного инструментария противодействия вседозволенности авторитаризма, если мы хотим считаться “просвещенным авторитаризмом” (“просвещенным” может быть и тоталитаризм, например КНР). Одним из основных шагов в этом направлении стало бы принятие закона “О коррупции”.
Нельзя сводить понятие коррупции к пресловутому взяточничеству, которое является всего лишь одним из элементов коррупции: большим, нежели взятка, злом являются монополизация, недобросовестная конкуренция, бюрократическая волокита. Помощь предпринимательству нужная реальная, а не в виде “добрых намерений”. Сегодня я вижу единственную силу, которая через политический рычаг может придать импульс развитию предпринимательства, ее защищенности от административного произвола. При президенте должен появиться Уполномоченный по делам развития предпринимательства. Кандидатура Ильхама Алиева – единственная, которая этот патронаж может обеспечить. Защита от двойных и тройных чиновных стандартов, от недобросовестной конкуренции и бюрократического беспредела, поддержка инновациям и простым предпринимательским начинаниям – это и большая школа, и стабильно ориентированный электорат.
Мы живем в обществе, в котором имеется политическая партия доминант – партия власти – ПЕА. Это факт и фактор, который не учитывать нельзя. Однако партия власти всегда была аморфным и зыбким политическим формированием, ибо всегда и везде в основной своей массе впитывала в свои ряды не идейных сторонников, а конформистов. Выработка идеологической базы любой партии сопровождается (должна сопровождаться) выработкой экономической доктрины партии.
Уже давно ясно, что экономическая модель ПЕА скорее тяготеет к социалистическим и социал-демократическим ценностям, но та нерешительность в объявлении своих ориентиров, которую сегодня являет ПЕА, только ослабляет ее. Четкая идеологическая и экономическая ориентированность создает костяк политической элиты партии, которая не разбежится после смены лидерских акцентов. Любая поддержка предпринимательству в Азербайджане должна быть поддержана фискальными льготами. В первую очередь простотой налоговой системы. Об этом я писал ранее, об этом говорю и сегодня, когда Россия – один из наших основных “поставщиков” законодательно-нормативных технологий – гласно объявила о тотальной ориентации на упрощение системы налогообложения.
Упрощенная, доступная сознанию мелкого и среднего предпринимательства налоговая система – ориентир на цивилизацию экономики в русле рыночных отношений. Укрупненно это предложение по ставке налога с товарооборота в год выглядело бы так: до 200 млн. манатов – 3%, от 200 до 500 – – 4%, от 500 до 1 млрд. – 5%, от 1 до 3 млрд. – 6%, свыше 3 млрд. – 8%.
Сегодня, когда предпринимателей годами многочисленные орды чиновников при помощи запутанной системы налогообложения приучали к поборам, изменение положения дел во благо бюджета, а значит, и государственности, надо решать только и только путем отсечения от предпринимательства всего того, что только мешает цивилизованному циклу предприниматель – бюджет – народ – предприниматель. И последнее. Надо уметь делать экономику а мелочах, но не надо превращаться в мелочную экономику, а это зависит от каждого из нас.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год