Р.ЯДУЛЛАОГЛУ
Вчера Национальный банк Азербайджана (НБА) отметил свое десятилетие. Выступая на церемонии по этому поводу, глава НБА Эльман Рустамов рассказал об истории развития банковского сектора, отметив, что хотя в начале века на территории страны и функционировало множество независимых кредитных организаций, однако в советское время банки Азербайджана работали по указке центра и служили нерентабельной административно-плановой экономике бывшего Союза.
Теперь же ситуация координально изменилась, и Нацбанк сам выбирает приоритеты собственной денежно-кредитной политики. Об успехе которой свидетельствует стабильность внутреннего финансового сектора страны во время российского дефолта 1998 года и турецкого финансового кризиса в 2001 году.
Рустамов напомнил, что благодаря Нацбанку уже около 2 лет в Азербайджане функционирует электронная система межбанковских расчетов. В целом сейчас банковский сектор страны работает в рамках “базельских принципов” безопасности вложений. Причем доверие к местным коммерческим банкам со стороны иностранных кредиторов настолько высоко, что они могут занимать деньги без правительственной гарантии. Что касается планов на будущее, то главный банкир страны считает, что первый этап реформ банковского сектора завершился благополучно, и теперь необходимо приступать к реализации второй ее части.
Здесь планы тоже обширные. В частности, сектор должен активно способствовать реализации Программы по ликвидации с бедности. Уже начата работа по подготовке концепции деноминации национальной валюты. Изучается зарубежный опыт, готовятся варианты эскизов будущих денег. Попутно в банке разрабатывается нормативная база финансового сектора. В связи с этим Э.Рустамов выразил надежду, что уже в 2002 году Милли меджлис рассмотрит новый вариант законопроекта “О банковской деятельности”.
Он обратился к премьер-министру Азербайджана Артуру Расизаде с просьбой форсировать вопрос кредитования НБА Всемирным банком. В свою очередь министр финансов Аваз Алекперов также рассказал о достижениях банковского сектора, но при этом почему-то с позиции успехов Министерства финансов.
Конечно же, острым углом соприкосновения между ведомством и учреждением являются государственные краткосрочные облигации (ГКО). Минфин их размещает посредством Госкомитета по ценным бумагам (ГКЦБ) и Бакинской фондовой биржи, а Нацбанк регулирует политику участия в торгах по ним коммерческих банков.
Так что, одобрив политику НБА и конкретно самого Э.Рустамова, А.Алекперов рассказал немного и о том, что сделало его ведомство для развития кредитно-финансового сектора Азербайджана. А Гейдар Бабаев – глава ГКЦБ, описав стадии развития рынка ценных бумаг, резюмировал выступление шуткой: “С Национальным банком тяжело, но и без него вообще невозможно”.
Не обошлось и без критики. Отметив роль НБА в формировании независимого банковского сектора страны, председатель Парламентской комиссии по экономическим вопросам Саттар Сафаров заострил внимание собравшихся на разнице между средней кредитной ставкой банков второго уровня, учетной ставкой самого НБА и уровнем инфляции. Он попросил собравшихся задуматься, насколько верно при инфляции, равной 2%, иметь средние банковские ставки на уровне 19 – 21%.
При этом средняя рентабельность производственного сектора в стране равна 13 – 14%. То есть, кратко суть деликатно высказанного упрека заключалась в том, что банки выделяют кредиты под слишком высокие процентные ставки. Между тем беспокоиться им не о чем, поскольку инфляция в 2% не сможет “съесть” этот кредит. С выступившим согласились все.
Однако президент Ассоциации банков Азербайджана (АБА) Закир Нуриев в ответ на это обвинил во всем самого С.Сафарова, сказав, что сегодняшнее положение банковского сектора соответствует форватору развития, отведенному ему законодательной базой в области банковского регулирования. По мнению банкира, парламент должен ускорить работу над совершенствованием нормативной базы в области финансов.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год