Р.ОРУДЖЕВ
В последние дни вновь приобрела хождение версия возможного развития событий после ашгабатского саммита прикаспийских государств, высказанная в качестве предложения в начале марта российским спецпредставителем по Каспию Виктором Калюжным.
Напомним, что представитель Путина еще 6 марта в интервью “Известиям” высказал пожелание, чтобы “юг” разобрался со своими проблемами сам, учитывая, что уже есть договоренности о взаимных границах между странами каспийского “севера”. Если допустить такую вероятность, то получается, что Азербайджану, уже договорившемуся с РФ и Казахстаном, теперь придется самостоятельно противостоять желанию Ирана непременно заполучить 20% моря.
Но глава пресс-службы МИД Азербайджана Метин Мирза утверждает, что во время визита иранского министра Харрази в Баку “позиции наших стран по Каспию явно сблизились, стало возможным заключение компромиссного решения”. М.Мирза ранее слышал об одном из вариантов решения каспийской проблемы, по которому каждой стране предлагается решать вопросы разграничения самостоятельно со своими соседями. Однако он уверен, что в Ашгабате сторонам удастся прийти к соглашению, основанному на общем для всех принципов. “В любом случае договора, нарушающего территориальные интересы Азербайджана, подписано не будет”, – уверен работник МИД.
Ведущий азербайджанский специалист по вопросам Каспия, завсектором аппарата президента Рустам Мамедов говорит, что соглашение о делимитации с Россией, которое должно быть подписано 7 июня в Москве, не предполагает каких-то ограничений для его действия после подписания всеобъемлющего договора между всеми 5 сторонами. Не содержит подобного положения и уже подписанное соглашение Азербайджана с Казахстаном.
“Сегодня, договорившись с Россией, мы фактически поставили Иран в неловкое положение. В принципе сегодня есть формат 3+1+1, и я думаю, что при удобном стечении обстоятельств он может измениться на формат 4+1. Если Иран захочет подключиться к желанию всех сторон, то тема определения статуса Каспия наконец будет закрыта. Если же Тегеран не захочет, то ему все равно придется согласиться со статусом, нужным прикаспийским государствам. Но в любом случае Азербайджан не может идти против своих интересов, так что какой-либо компромисс с Ираном, не отвечающий той мировой практике, которая существует, исключается.
Если Иран не пойдет на соглашение, то ему придется смириться с тем, что работать на Каспии будут 4 государства. Приостановление работ на месторождении “Араз – Алов – Шарг” совместно с bр – это временное явление. Я уверен, что скоро и этот вопрос решится. Иран все-таки в ответе за более благоразумное решение каспийской проблемы. Противопоставлять себя прикаспийским государствам не имеет смысла. Россия сегодня выступает с тем, что статус Каспия может быть определен только в случае 5-стороннего консенсуса. Поэтому Россия никак не может самоотстраниться от решения проблемы в целом, она не может быть свободна от этого процесса. И Россия хочет, чтобы Иран пошел на поводу у 4 прикаспийских государств.
В любом случае надо иметь в виду, что сегодня существует два подхода к каспийской проблематике – экономический и политический. Три государства уже выразили свое намерение строить отношения на море на чисто экономической основе, и Туркменистан близок к этому взгляду. А иранский подход к проблеме – это чисто политический взгляд. Поэтому ИРИ, для того чтобы иметь хоть какую-то выгоду на Каспии, надо отказаться от политизации прикаспийских отношений. Только экономизация этого пространства может принести пользу и Ирану, и другим прикаспийским странам, и в этом решение всех глобальных задач. Ведь Каспий имеет стратегическое значение не только в плане энергоресурсов. Есть вопросы судоходства, экологии, защиты биосферы, использования Каспийского региона в помощь общемировой торговле – целый комплекс проблем. Их можно решать сугубо на 5-сторонней основе, иначе все это коту под хвост. Следует иметь в виду, что сегодня целые области России живут за счет ресурсов Каспийского моря, прежде всего биоресурсов.
Так что, если все страны не договорятся, то биоресурсы попадут под удар. Есть и масса других частностей, которые решить можно только сообща”. “Основополагающим документом, который установил основы процесса выработки статуса Каспия, является Алмаатинская декларация 1994 г., – говорит экс-министр иностранных дел Тофик Зульфугаров. Эта декларация была принята главами всех прикаспийских государств, и в ней изложены общие параметры того, как этот статус будет определяться. И в данном заявлении представителей российской стороны мы видим определенное отступление от принципов декларации. Потому что, согласно ей, принципы статуса должны быть едины для всего водоема, они не могут быть различными на севере и на юге.
С другой стороны, если статус определяется по принципу срединной линии, то получается (если принять во внимание иранскую концепцию о 20%-м делении), что от азербайджанских 19% придется отдать очень большую часть Ирану. Значит, у нас останется 10% или что-то в этом роде. Это нереально в принципе. То есть, отдельные соглашения, которые заключены на сегодняшний день, создают определенные основы для выработки статуса, но при том условии, что они не подрывают общей основы.
Если какая-то сторона не соглашается с этой концепцией, то в моем понимании страны, принявшие ее и взявшие ее за основу, должны воздействовать совместно, в данном случае на Иран. Это совершенно не означает, что все должны одновременно прессинговать Иран. Но тем не менее постоянное изложение единой позиции сторонами является необходимым условием процесса”. Между тем неясной остается причина так и не состоявшейся в запланированные сроки предсаммитовой встречи рабочей группы экспертов прикаспийских стран. Напомним, что еще во время недавнего визита в Баку главы МИД Ирана К.Харрази сообщалось, что она пройдет в Ашгабате с 17 по 20 апреля.
Однако еще вчера спецпредставитель Азербайджана по вопросам Каспия Халаф Халафов находился в Баку. Причину отмены или же возможного переноса даты консультаций экспертной группы в пресс-службе МИД прокомментировать не смогли, сославшись на неосведомленность. И накануне же иранская газета “Кейхан” сообщила, что “по неизвестным причинам встреча заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств отменена”. Хотя источники в МИД Туркменистана заявили, что саммит глав государств состоится в намеченные сроки, т.е. 23-24 апреля. В рамках саммита президенты Азербайджана и Туркменистана, возможно, обсудят вопрос о возобновлении деятельности Посольства Туркменистана в Баку.
“Информированные источники и аналитики Ирана, занимающиеся вопросами Каспия, сходятся во мнении, что отмену встречи заместителей министров иностранных дел следует рассматривать в контексте трехсторонних договоренностей России, Азербайджана и Казахстана. Эти страны, проигнорировав договоры 1921 и 1940 годов между Ираном и бывшим СССР, без участия представителей Ирана и Туркменистана приступили к подписанию договоров по вопросам нефти, а также соглашений, касающихся определения морских границ в Каспии. С другой стороны, сообщение о возобновлении деятельности Посольства Туркменистана в Азербайджане (в азербайджанском МИД об этом ничего не известно. – Ред.) наводит на мысль о том, что Россия, Азербайджан и Казахстан хотят усадить Туркменистан за стол переговоров и подписать с ним незаконные соглашения об использовании природных и нефтяных ресурсов Каспия.
Тем самым они хотят максимально ослабить позицию Ирана на переговорах о Каспии”, – подчеркивает газета “Кейхан”. Но судя по сообщению от РИА”Новости” полученному накануне вечером, “усадить Туркменистан” тройке договорившихся стран будет весьма проблематично. Высокопоставленный источник в аппарате президента Туркмении сообщил российскому агентству, что в ходе встречи “каспийской пятерки” президент Ниязов планирует обнародовать “ряд новых предложений, касающихся разграничения водной поверхности, режима судоходства, использования биоресурсов и других аспектов деятельности на Каспии”.
По его словам, “у Туркменистана имеются четкие, ясные и выверенные подходы к основным вопросам Каспия, которые, в принципиальном плане, оставались неизменными на протяжении всей постсоветской “каспийской истории”. Собеседник РИА “Новости” подчеркнул, что Туркменистан выступал и выступает за то, чтобы все решения по Каспию принимались только на пятисторонней основе, с учетом мнения каждого прибрежного государства. “Это позволит обеспечить результативность переговорного процесса, избежать противостояния, возникновения конфликтных ситуаций в будущем”,- подчеркнул источник.
В Туркменистане полагают, что до определения правового статуса моря спорные участки не могут быть объектом односторонних разработок, исследований и использования. В том случае, если их национальную принадлежность не удастся определить на основе двусторонних переговоров, вопрос может быть передан в Международный суд или другие международные специализированные структуры, считает Ашхабад.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год