М.БАГИРОВ
Вчера президент Гейдар Алиев подписал указ о назначении Эйнуллы Мадатли послом Азербайджана в Пакистане. Другим указом, как сообщает агентство “Туран”, Мадатли присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Напомним, что несколькими днями ранее министр обороны Пакистана Хамид Наваз Хан на встрече с Алиевым оповестил азербайджанского президента о том, что Исламабад выдал агреман на назначение посла Азербайджана. Алиев выразил признательность пакистанской стороне в связи с оперативным решением данного вопроса. Сообщается, что 48-летний Эйнулла Мадатли, занимавший должность советника во 2-м территориальном управлении МИД, на дипломатической службе находится на пpотяжении многих лет. Работал советником в Посольстве Азербайджана в Иране.
Именно эта страница профессиональной биографии Мадатли как раз и привлекает наибольший интерес. В первых числах июля 2001 года в иранской прессе появились публикации о том, что советник посольства Азербайджана в этой стране Эйнулла Мадатли объявлен персоной нон-грата и выдворен из страны пребывания. Причина, по сообщению иранских изданий, заключалась в том, что азербайджанский дипломат “оскорбил исламскую революцию и ее руководителей”.
Представители официального Баку опровергли эти сообщения, заявив о том, что Мадатли был отозван из Ирана в связи с завершением срока своей дипломатической миссии. Глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев сообщил тогда, что Мадатли работал в посольстве 4 года, а согласно принятому Милли меджлисом закону “О дипломатической службе” срок деятельности дипперсонала в зарубежных странах, за исключением послов, не может превышать трех лет. В исключительных случаях по просьбе посла министр может продлить этот срок еще на 6 месяцев.
Министр даже выступил с оценкой деятельности Мадатли. “Эйнулла Мадатли, – отметил Вилаят Гулиев, – пользовался большим уважением в Иране, он кандидат наук и активно выступал в защиту интересов Азербайджана на страницах иранских газет”. Эйнулла Мадатли работал в посольстве в Иране еще под руководством прежнего посла Алияра Сафарли, который в интервью “Эхо” от 9 июля 2001 года своего бывшего подчиненного охарактеризовал негативно. Экс-посол сообщил, что советник при пособничестве иранской стороны вел деятельность, направленную против него. Так, Мадатли, как сказал тогда Сафарли, передавал в Баку клеветнические сообщения о нем, поскольку метил на место посла. Бывший посол заявил тогда и о том, что одним из организаторов дипломатического инцидента, когда иранские власти “в течение 25 часов держали азербайджанского посла на границе”, был… Эйнулла Мадатли.
“Он очень радовался, – сказал Сафарли, – поскольку надеялся, что станет послом Азербайджана в Иране”. На фоне этих заявлений любопытной представляется реакция Сафарли на назначение Мадатли послом Азербайджана в Пакистане. “Эйнулла Мадатли – воспитанный, грамотный, опытный дипломат. Когда я работал в Иране, он занимал должность советника. Неплохо знает иностранные языки – фарсидский, английский, русский. Полагаю, что Эйнулла Мадатли сможет достойно представлять Азербайджан, нашу родину, в Пакистане, и я верю в его работоспособность”. Эти слова тот же экс-посол сказал о том же Э.Мадатли вчера, когда стало известно о назначении последнего в Пакистан.
Сафарли отрицательно ответил на вопрос, были ли у него напряженные отношения с советником в период совместной работы в Иране. Правда, он признал, что “определенные силы, которые положили глаз на должность посла, пытались с помощью тех или иных людей” вести против Сафарли “определенную деятельность”. “И Эйнулла Мадатли допустил определенные ошибки, и это меня беспокоило”, – сказал Сафарли. Конкретизируя это утверждение, экс-посол сообщил, что “он попал под влияние, но потом осознал свои ошибки и отошел от этого пути”. Комментируя свои прежние заявления о роли Мадатли в задержании Сафарли на ирано-азербайджанской границе, экс-посол сказал, что “все это прошло и я не хочу снова возвращаться к этим вопросам”.
Бывший министр иностранных дел Тофик Зульфугаров сообщил, что Эйнулла Мадатли в свое время был назначен консулом в Тебриз, однако приступить к исполнению обязанностей не смог, поскольку консульство так и не было создано. По словам экс-министра, затем Мадатли был советником в посольстве в Иране и координировал некоторые вопросы, в том числе связанные с сотрудничеством с ЭКО (Организация экономического сотрудничества. – Авт.), штаб-квартира которой находится в Тегеране. Как сообщил “Эхо” пресс-секретарь МИД Метин Мирза, спустя неделю после того, как появилась информация о публикациях в иранской прессе о т.н. “объявлении Эйнуллы Мадатли персоной-нон-грата”, во внешнеполитическое ведомство Азербайджана из посольства Ирана поступило сообщение, опровергающее эти слухи. “Эти слухи не соответствовали действительности”. По словам Мирзы, Мадатли достойно представлял Азербайджан в Иране.
По словам пресс-секретаря МИД, назначение Мадатли послом в Пакистан должно восприниматься “естественно”, поскольку оно основано на его опыте работы в исламской стране и вообще связано с глубоким знанием специфики исламского мира. “Я высоко оцениваю этот шаг президента, который показывает, что глава государства возлагает большие надежды на дипломатов, работающих в системе МИД”. По мнению Мирзы, назначение послом в Пакистан профессионального дипломата может стать воодушевляющим обстоятельством для кадрового состава МИД…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год