Х.ИСМАЙЛОВА
Субботник, который с начала февраля проводит исполнительная власть Баку, продолжился, как уже сообщала наша газета международным скандалом. Посольство Турции направило ноту в МИД Азербайджана по поводу разрушения родникового комплекса, символизировавшего дружбу Азербайджана и Турции.
Мэрия мотивировала снос необходимостью ремонта водопроводов, проходящих, как раз под родником. Однако, по мнению первого заместителя посла Турции в Азербайджане Гюрселя Эврена, при ремонтных работах можно было бы обойтись и без разрушения родника. Напомним, что комплекс перед мечетью в Аллее шехидов был установлен в 1996 году. На его монтаж было потрачено около 100 тысяч долларов.
Как сообщил “Эхо” пресс-секретарь посольства Турции Сайым Эртуг, комплекс представлял собой уникальный образец архитектуры Османской империи. Материалы, использованные при его сооружении – мрамор, золото – были привезены из Турции. На мраморных досках были сделаны надписи из золота – аяты из Корана. Так или иначе, после появления турецкой ноты, должен что-то предпринять наш МИД.
Мы обратились в пресс-службу внешнеполитического ведомства Азербайджана, где сообщили, что нота была рассмотрена, и МИД оповестил о ней исполнительную власть Баку. Сейчас МИД ждет оттуда ответа, чтобы передать его Посольству Турции. Официальная же позиция МИД заключается в следующем: “Мы надеемся, что этот инцидент не повредит отношениям двух братских стран”. Между тем, реакция на происходящее городских властей вызывает недоумение.
В пресс-службе ИВ Баку, по сообщению ANS, заявили, что о причинах разрушения родникового комплекса не знают. В ответ на вопросы “Эхо” в этой же структуре ответили, что в пресс-службу никакой информации об инциденте не поступало. В том числе там ничего не знают и об обращении МИД. Нервную реакцию турецкого посольства, возможно, объясняет следующая деталь. Пресс-секретарь посольства сказал, что городские власти уведомили посольство о том, что собираются разрушить комплекс но… буквально за 1-2 часа до начала работ.
Сотрудник посольства Гюрсель Эврен попросил руководство мэрии отложить работы и обсудить надобность таких мер. Сам он немедленно направился на место событий. И там же на его глазах уникальный образец архитектурного искусства снесли.
Надо полагать, промедление было смерти подобно – подождать хотя бы день, чтобы хотя бы не так сильно обидеть страну, сделавшую нам подарок, было, видимо, невозможно.
Городские власти, кажется, уже просто не могут остановиться – сносят все подряд: сначала будки, торговавшие мелочью, затем газетные киоски, трамвайные маршруты, теперь – архитектурные подарки иностранных государств. Если так пойдет дальше, то рано или поздно очередь дойдет до здания парламента и телебашни…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год