Иран бряцает оружием

Р.ОРУДЖЕВ

16 апреля иранское военное судно без опознавательных знаков нарушило южные морские рубежи Азербайджана. По имеющимся данным, в боевую готовность был немедленно приведен Лянкяранский пограничный отряд. После необходимых мер, предпринятых азербайджанскими пограничниками, иранский корабль вынужден был покинуть пределы страны. В контексте этого события интересен пресс-релиз, распространенный вчера посольством Ирана в Баку.

В информации, позаимствованной из иранской газеты “Кодс” от 18 апреля, говорится, что в скором времени на вооружение иранской армии поступит эскадренный миноносец “Моудж”, построенный в Иране. Об этом сообщил журналистам один из заместителей командующего военно-морскими силами Ирана контр-адмирал Масуд Сарихани.

Контр-адмирал сообщил, что эсминец надежно защищен и способен отражать удары надводных кораблей, подводных лодок, а также удары с воздуха. Судно поступит на вооружение ВМС Ирана, защищающих границы страны, подчеркнуто в заявлении посольства. Отметим, что еще ранее министр энергетики Ирана Зангани заявлял о том, что Иран не намерен дожидаться результатов переговоров и будет вести работы на Каспии, согласно своим представлениям о границах. А представления Ирана о водных границах полностью противоречат представлениям Азербайджана. Напомним, что из-за угроз военных судов Ирана компания bp прекратила исследования на структуре “Араз” – “Алов” – “Шарг”.

Надежды на решение проблемы связаны лишь с предстоящим Ашгабатским саммитом, в котором примут участие главы всех прикаспийских государств. Однако действия иранской стороны – нарушение водных границ Азербайджана и распространение сообщений о пополнении арсенала военных сил новыми военными катерами, не придают особого оптимизма. Отметим, что Иран – одна из сильнейших стран региона и при изучении раскладки военных сил на Каспии, положение Азербайджана не кажется завидным.

По данным проведенного ранее “Эхо” исследования, на сегодня вооруженные силы Ирана (ВС ИРИ) – крупнейшие по численности на Ближнем и Среднем Востоке. В соответствии с законом о вооруженных силах ИРИ, принятым в 1987 г., они “предназначены для защиты независимости, территориальной целостности и государственного строя ИРИ, национальных интересов в территориальных водах КАСПИЙСКОГО МОРЯ (выделено нами-Ред.), Персидского и Оманского заливов, на пограничных реках, а также для оказания военной помощи исламским нациям, либо обездоленным народам, независимо от их принадлежности к исламу, с целью защиты их территории от нападения или захвата войсками агрессора, по просьбе вышеуказанных наций”.

Численность ВМС Ирана на 1 января 2000 года составляла 45 тыс. человек. По мнению военного руководства Ирана, сухопутные войска должны… – обеспечивать во взаимодействии с ВВС и ВМС противодесантную оборону побережья КАСПИЙСКОГО МОРЯ (выделено нами-Ред)., зоны Персидского и Оманского заливов и т.д., а основное предназначение ВМС страны – ведение боевых действий самостоятельно или совместно с другими видами вооруженных сил. Основу надводных сил флота составляют ракетные, противолодочные, десантные и минно-тральные корабли, а также боевые катера. Главной ударной силой являются ракетные корабли – эскадренные миноносцы УРО и фрегаты УРО. Корабельный состав ВМС Ирана неоднороден. Наряду с современными подводными лодками советской постройки в строю флота находятся корабли, спущенные на воду во время второй мировой войны.

В то же время “У Азербайджана – основного наследника каспийского морского флота и военных катеров, достаточно сил для того, чтобы защитить водные границы”. Такую оценку военной мощи наших судов дал бывший министр обороны Азербайджана Дадаш Рзаев, когда “Эхо” обратилось к нему за комментарием по поводу усиления угрозы на Каспии со стороны Туркменистана. Но теперь опасность появилась с иранской стороны. Возникает вопрос, сможет ли Азербайджан противостоять Ирану, если на Каспии начнутся военные действия? Рассказать в деталях, что же мы получили в наследство от каспийского флота СССР Дадаш Рзаев отказался, однако по полученным “Эхо” данным, современной и мощной техники для обороны водных границ мы не имеем.

Да и командующий погранвойсками страны Эльчин Гулиев пожаловался на недостаточную техническую оснащенность своего ведомства, вследствии чего, им в экстренных случаях приходится обращаться к Минобороны и МВД за помощью. Но как говорится, имеем то, что имеем, и исходить нам придется вот из чего: Азербайджан получил в наследство с советских времен патрульные катера, малые и средние десантные корабли, артиллерийские катера.

Оснащены они зенитными артиллерийскими орудиями АК-230, зенитными установками малого и среднего калибра, реактивными гранатометами. Катера и корабли с таким оснащением могут противостоять только патрульным катерам и низко летящим воздушным объектам. Два патрульных катера, выделенные Азербайджану США, не способны вести морской бой, так как не оснащены орудиями. Они предназначены только для наблюдения. Что касается противовоздушной обороны и военно-воздушных сил, их функции в Азербайджане выполняет одна структура. Командует военно-воздушными силами Равиль Рзаев.

Конкретно в случае с Ираном должна быть задействована Зиринская бригада, которая ответственна за охрану южных водных границ. Эта бригада способна контролировать 640 км границ, сбивать самолеты на высоте максимум 18 км, при этом дальность полета ракет 240 км. Кроме того, есть еще бригада, дислоцированная в Гала, где всегда наготове 3 боевых самолета. Вчера комментарий для “Эхо” в связи с происходящим близ южных границ Азербайджана дал осведомленный источник в Минобороны. “Обновлять или оснащать свои Вооруженные силы – это прерогатива любого государства, в том числе и Ирана.

Факт появления нового боевого судна говорит о том, что Тегеран уделяет должное внимание своему флоту, и это внутреннее дело Ирана. Что же касается того, насколько это представляет угрозу для Азербайджана, я считаю, что у нас тоже имеется достаточно сил и средств для охраны своих морских рубежей. Естественно, военный флот Азербайджана нельзя сравнить с иранским, поскольку эта страна имеет морские силы, наращиваемые в течение нескольких десятилетий. Тем не менее задачи руководства страны по надлежащей охране морских границ нашими ВМС сегодня выполняются.

В нынешних условиях, я считаю, Иран не пойдет на конфронтацию с Азербайджаном. У нас есть нерешенные вопросы на Каспии, но в перспективе они решатся, тем более, что скоро состоится саммит президентов на эту тему. Сегодня на море имеются вооруженные силы Ирана, России и Туркменистана, и естественно мы тоже должны позаботиться о том, чтобы наше военное присутствие достигло должного уровня. У нас достаточно плавучих военных средств, но неплохо было бы переоснастить и перевооружить их в плане техники и вооружений. Естественно, мы не собираемся выпускать подводные лодки, крейсера или эсминцы, но в любом случае мы не должны допускать послаблений в подобных вопросах”.

Кстати, сегодня автроритетное интернет-издание Asia Times пришло к выводу, что ожидать скорейшего разрешения каспийской проблемы вряд ли стоит. Ситуация, по мнению коментаторов издания, ближе к осложнению, нежели к разрешению…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: