НУРАНИ
Встреча азербайджанских журналистов с послом США в нашей стране Россом Уилсоном началась со вступительного слова главы американской дипломатической миссии в Азербайджане:
– Как я отметил накануне, во время своей встречи с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, я провел на прошлой неделе очень хороший, успешный и плодотворный визит в Армению. Это – первый из “встречных” визитов, и до конца года посол США в Армении намерен посетить Азербайджан. Он, как и я, встретится тут с руководством страны, другими политическими фигурами, которые помогут ему лучше понять сложившуюся ситуацию в стране. Цель же заключается в том, чтобы лучше понять сложившуюся ситуацию, проблемы, с которыми столкнулся Азербайджан, и лучше представить себе, какую помощь мы тут можем оказать.
Это не та работа, которую выполняют здесь сопредседатели Минской группы, и это не посредничество на переговорах, хотя, безусловно, основной темой и моих бесед в Армении, и переговоров господина Ордуэя в Баку будет карабахский конфликт. Но таким образом мы оказываем поддержку той работе, которую проводят в регионе посол Перина, другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В ходе своего пребывания в Армении я встретился с президентом этой страны Кочаряном, министром иностранных дел Осканяном, с католикосом всех армян Гарегином II, а также с начальником генерального штаба вооруженных сил Армении Арутюняном. Кроме того, я беседовал с лидерами всех политических партий Армении, представленных в парламенте Армении, и посетил Гюмри – зону землетрясения.
– Сегодня работа Минской группы подвергается жесткой критике и в Азербайджане, и в Армении. Возможно ли, что в ближайшее время формат или стиль переговоров будет как-то изменен?
– Я не жду подобных перемен. Как я уже говорил, одной из целей моей поездки была поддержка миссии Перины и других сопредседателей. Лидеры обеих стран выразили поддержку работе Минской группы и высказались за продолжение ее миссии.
– Не так давно бывший посол США в Азербайджане Ричард Майлз во время своей поездки в Грузию заявил, что задача США – содействовать, чтобы передача власти в Грузии в 2005 году прошла демократическим путем. Есть ли у США такие же планы относительно Азербайджана и как США относятся к передаче власти в Азербайджане “по наследству”?
– У меня нет никакой информации об этих высказываниях посла Майлса. Он уже работал в Грузии некоторое время назад, а несколько недель назад выступал на сенатских слушаниях в связи со своим утверждением на пост посла США в Грузии, и в связи с этим, насколько я понимаю, говорил о приоритетах американской политики. И в этой связи он говорил и о мирной, демократической передаче власти в Грузии. Не думаю, чтобы он по этому поводу выступал со специальным заявлением или же принимал специальные меры.
Наша позиция состоит в том, что политическое будущее страны должно определяться на основе ее законов и Конституции. Гейдар Алиев – президент Азербайджана, у него нет планов уходить со своего поста. Несомненно, что в Азербайджане в положенный срок состоятся президентские выборы – насколько я знаю, это произойдет в 2003 году, и думаю, они пройдут на основе законов и Конституции Азербайджана. Мы оказываем сильную поддержку Гейдару Алиеву уже достаточно долго и никогда этого не скрывали. Что же до избрания лидера Азербайджана и того, кто тут может быть избран, это не тот вопрос, где у Америки могут быть свои приоритеты.
– В минувшую пятницу в Азербайджане прошли повторные парламентские выборы. Какую оценку дали им наблюдатели от американского посольства? И второй вопрос. В ежегодном отчете по правам человека госдепартамента США указывается, что в Азербайджане существенно ограничены права граждан по мирной смене власти. Означает ли это, что правительство США не так жестко отреагирует, если власть в Азербайджане будет сменена, скажем так, не совсем посредством выборов?
– Как вы уже знаете, наши наблюдатели находились на нескольких участках в нескольких районах, и там присутствовали наблюдатели и от других организаций. И пока еще я собираю информацию от тех, кто находился на местах, и в первичных сообщениях есть причины для разногласий, и мы намерены обсуждать это с руководством. Будет и наше официальное заявление по этому поводу. Что же касается второго вопроса, то ежегодный доклад по правам человека – это очень точная картина, такой стоп-кадр, отражающий ситуацию с правами человека в Азербайджане.
Что же касается будущих выборов в Азербайджане, то мы надеемся, что избрание будущего лидера Азербайджана произойдет на основе законов и Конституции Азербайджана. И приоритетные направления для нас здесь – это продвижение демократических реформ в Азербайджане, стабильность, мир и переход к свободной рыночной экономике.
– Заявление Уильяма Тейлора о расширении сотрудничества США и Азербайджана стало для азербайджанской прессы темой номер один. В связи с этим у меня два вопроса. Будет ли поставлен уровень развития военного сотрудничества США и Азербайджана в зависимость от степени сотрудничества с США “третьих стран”, в частности, будет ли выдерживаться строгий паритет в сотрудничестве США с Азербайджаном и Арменией? или все будет определяться в зависимости от конкретных условий страны? И второй вопрос. Уильям Тейлор в числе приоритетов политики США в Азербайджане упомянул борьбу с коррупцией и отмыванием денег. О каких конкретно проектах здесь идет речь?
– Цель нашей военной помощи странам региона – это помочь установлению здесь мира, а не разрушить его. Понятно, что мы должны соблюдать определенный баланс в военной помощи Азербайджану и Армении. Говория о финансовой стороне, помощь и Азербайджану, и Армении в вопросах безопасности соаставляет по 4,4 миллиона долларов. Что же касается специфики работы, то она отличается. И тут отражаются и наши приоритеты, и интересы, и пожелания самой страны. Теперь на счет второго вопроса. Прежде всего правительство попросило у нас помощи при составлении бюджета. Цель этой работы – усилить прозрачность этой сферы в Азербайджане. Вторая программа, где бы мы хотели добиться сотрудничества, – это суды и правовая сфера. Тут тоже правительство само обратилось к нам с просьбой оказать помощь. Конечно, тут могут быть и другие программы – после отмены 907-й поправки у нас руки развязаны, и мы работаем над составлением новых программ.
– В условиях, когда в регионе идет острая борьба за влияние, что является приоритетом для Вашингтона: стабильность в регионе или демократия? Все те программы помощи, о которых тут говорится, могут быть реализованы только в демократическом обществе. Является ли содействие демократизации в Азербайджане приоритетом для США?
– Я не согласен с такой постановкой вопроса, что на Южном Кавказе усилилась конфронтация в борьбе за политическое влияние. Мы так не думаем, и уверен, что и президент России Путин так не думает. А во-вторых, я уверен, и это подтверждают уроки Афганистана, что надо работать по нескольким направлениям одновременно. Мы работаем и будем продолжать работать по нескольким направлениям – это и демократизация, и мир, и безопасность, и стабильность, и экономика. Тут было бы неверно выделить один приоритет перед другими. Думаю, это ответ и на второй вопрос.
– В последнее время госдепартамент США выражает обеспокоенность по поводу нарушения прав азербайджанцев в Южном Азербайджане. Каковы конкретно взгляды США на ситуацию в Южном Азербайджане и насколько это связано с взаимоотношениями Ирана и США?
– Права человека нарушаются в Иране повсюду. Мы – и госдепартамент, и другие международные организации – уделяем большое внимание этому. Президент Буш заявил, что в Иране не избранный режим нарушает права человека. Именно в этом контексте мы рассматриваем и проблему азербайджанской общины.
– Несколько дней назад президент Азербайджана подписал указ об охране нефтепроводов. Возможно ли здесь сотрудничество с США?
– Да.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год