Обстановка перед прикаспийским саммитом накаляется

Р.ОРУДЖЕВ

Общественное мнение Ирана взбудоражено накануне намеченного на 27 апреля саммита президентов прикаспийских государств в Ашгабате. С одной стороны, есть свидетельства того, что официальные представители ИРИ будто бы не собираются изменять своим притязаниям на 20% Каспия, с другой – высказываются версии о том, что тегеранские правители втайне от общественности готовятся к серьезным уступкам.

Так, в понедельник спецпредставитель Ирана на переговорах по Каспию Мехди Сафари опроверг сообщения о разделе Каспийского моря. Он напомнил, что никаких новых соглашений, касающихся правового статуса водоема, в последнее время подписано не было. Сафари сообщил ИРНА, что по-прежнему правовой статус Каспия определяется договорами 1921 и 1940 годов, которые были подписаны между бывшим СССР и Ираном. Согласно этим договорам, никакие границы в Каспийском море не определялись.

Затем М.Сафари изложил позицию Тегерана по проблеме Каспия. “Мы всегда подчеркивали, что режим совместного использования ресурсов Каспия – наилучший вариант, при котором будут соблюдены интересы всех прибрежных государств на длительный период. Если будет принято решение о разделе Каспия, то доля Ирана должна составлять 20%”. По поводу предстоящего саммита глав прикаспийских государств М.Сафари отметил, что на нем “президентам представится возможность для обмена мнениями”. Что касается документов, которые будут подписываться в ходе саммита, то пока его организаторы не сделали никаких предложений по этому поводу.

Причинами продолжительности переговоров о статусе Каспия М.Сафари назвал односторонние шаги некоторых государств и двусторонние соглашения, которые противоречат принципу выработки единого мнения. Однако есть и несколько других сообщений из Тегерана. “Существование Ирана в условиях международной изоляции в последние годы позволило другим прикаспийским странам разыграть иранскую карту для того, чтобы угодить американцам, – продолжает тему газета “Иран” в номере от 15 апреля. – До совещания глав прикаспийских государств в Ашгабате осталась неделя. Представители официальных органов заявляют, что ни в коем случае Иран не откажется от своих требований доли в 20%. Несмотря на это, как сообщила персидская редакция радиостанции Би-би-си, по неподтвержденным данным, МИД Ирана готово дать положительный ответ на предложение о доле в 14,5%…”

В качестве вставки приведем здесь отрывок из вчерашнего сообщения опубликованного в российских СМИ: “Пакет документов по статусу Каспия между Россией и Азербайджаном будет подписан 7 июня в Санкт-Петербурге. В него войдут протоколы об основных принципах хозяйствования в российско-азербайджанском секторе Каспия и о разделе Каспийского моря между Азербайджаном и Россией. Как сообщили в МИД РФ, документы подпишут президент РФ Владимир Путин и глава Азербайджана Гейдар Алиев”.

“…Туркменистан также продолжает разведку месторождений в Каспийском море и их разработку, не обращая никакого внимания на все прежние соглашения и договоренности, – продолжает возмущаться газета “Иран”. – Расширение американского военного присутствия, особенно в последние месяцы, в значительной степени осложнило обстановку и разрушило атмосферу взаимопонимания.

Дело дошло до того, что когда Иран заявил протест по поводу появления разведочных судов в нефтеносном районе Альборз (район принадлежит Ирану (!-Р.О.)), Америка и Турция, занявшие резко негативную позицию, провели совместные с Азербайджаном военные учения. В любом случае, как показывает опыт прежних совещаний, в результате общих позиций трех стран, России, Азербайджана и Казахстана, а может быть и Туркменистана, Иран окажется в еще большей изоляции. В результате перед дипкорпусом страны, который не считает нужным давать пояснения общественности, будет стоять еще более сложная задача по принятию важного решения”. В понедельник перед иранскими журналистами выступил еще один представитель МИД Ирана – Асефи, заявивший, что переговоры о правовом статусе Каспийского моря – это территориальный спор, а такого рода споры не решаются одним или несколькими турами переговоров.

Асефи, сообщает ИРНА, подчеркнул, что переговоры по подобным проблемам требуют длительного времени. “Не следует ожидать, что все вопросы будут прояснены на одном заседании. Если страны придут к согласию о разделе акватории Каспия, то Иран не будет возражать против этого”. По словам Асефи, до сих пор конкретные и окончательные доли сторон определены не были. По поводу споров в политических и журналистских кругах о размерах доли каждой из сторон Асефи сказал, что это предмет обсуждения специалистов. Среди последних также нет единого мнения по данному вопросу, и ни одно из них пока не может считаться окончательным. Под конец Асефи заявил: “Не следует ожидать, что мы сумеем быстро добиться в ходе этих переговоров каких-либо результатов. Мы не должны проявлять поспешности”.

Экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров считает возможным предположить, “что в ходе саммита может быть достигнуто какое-то частичное продвижение” в решении проблемы. “Я предполагаю сближение позиций России, Казахстана и Азербайджана. В какой-то степени ожидается и приближение к ним позиции Туркменистана. Надо четко и ясно представлять, что договор о статусе моря предполагает решение целого комплекса проблем. Он прежде всего включает в себя вопросы делимитации Каспия, по крайней мере, его дна, минеральных ресурсов. Во-вторых, решение о правилах сохранения и использования биоресурсов водоема.

Нужны также кое-какие договоренности, регламентирующие мореплавание и судоходство. Тут нужно постараться, чтобы при решении этих проблем были учтены и релизованы желания всех прикаспийских стран. Я не думаю, что какая-то из стран, в том числе Иран, намеренно затягивает решение вопроса со статусом. В данном случае речь идет о начале процесса определения статуса, и запросы сторон здесь не могут быть завышенными. Проблема для Ирана заключается в том, что 20%-ное деление нереально. Существует понятие “береговая линия”, и в его рамках определяется, что прилегает к той или иной стране. Исходя из этого, я не думаю, что Иран занимает правильную позицию. Ведь если продолжать его логическую линию, то всю поверхность земного шара надо разделить на равные части”.

Между тем вчера стали известны некоторые данные о том, что в ходе ашгабатского саммита возможно достижение согласия между сторонами проводить делимитацию Каспия на основе разных принципов. То есть, Россия, Казахстан и Азербайджан оставляют в силе заключенные между собой двусторонние договора о разграничении моря на основе принципа срединно-донной линии, а Ирану предоставляется возможность договариваться со своими соседями по какому-либо другому методу. Напомним, примерно о том же в интервью “Известиям” еще 6 марта заявлял спецпредставитель В.Путина по вопросам Каспия Виктор Калюжный.

Предметом беспокойства представителя Путина было то, что “южный Каспий пока не определился”. “Сейчас нет договоренности между Азербайджаном и Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, Туркменистаном и Ираном”. Хотя “северян”, по словам Калюжного, устраивает вообще-то любой вариант, “южан”, чтобы не был нарушен основной принцип – дно делится, а вода общая.

Тревогу при данном развитии событий может вызвать следующее – Азербайджану, заключившему, с одной стороны, вполне приемлемые договоры о разграничении с Россией и Казахстаном, придется уже в одиночку противостоять неуемным притязаниям Ирана и Туркменистана, претендующим, как известно, на присвоение территорий двух нефтеносных азербайджанских месторождений – Азери-Чираг и Араз-Алов-Шарг. То есть, если верить информации, нас по сути оставят один на один с двумя сговорившимися сторонами. Тем более, что по сообщению “Туран”, вчера Туркменбаши заявил о том, что позиция Ашгабата в преддверии саммита остается прежней и неизменной.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: