Бывший узник призывает к сплочению

Р.ОРУДЖЕВ

Недавно помилованный президентом, известный деятель оппозиции Фарадж Гулиев (ПНФА) вчера впервые выступил перед СМИ страны. Отсидевший порядка 8 лет политик провел пресс-конференцию по двум причинам – во-первых, он призывает общество уберечься от углубляющегося раскола, а во-вторых, хочет заявить о необходимости воссоединения двух частей его родной партии. Впрочем, как выяснилось, Ф.Гулиев уверен в том, что “если ПНФА не объединится, то все общество ждет распад”.

Сегодня в различных частях азербайджанского общества наблюдаются опасные враждебные тенденции, замечает он по выходе на свободу. Хотя появились они не сегодня, говорит Гулиев, начало расколу было положено около 200 лет назад, когда Азербайджан поделили между собой Иран и Россия. Сегодня Ф.Гулиев выступает против активного противостояния оппозиции с властями. “В первую очередь всем нам нужно бороться за национальные интересы и за родину”.

Оппозиционер выступает против освобождения некоторых политиков 90-х гг., в действиях которых отчетливо проглядывали сепаратистские тенденции и которые сегодня зачислены в разряд политзаключенных по линии Совета Европы. “В первую очередь мы должны думать о сохранении независимости и целостности Азербайджана. Я против любого раскола, будь то на уровне страны, общества или партий”. Гулиев не собирается участвовать в работе руководства “классиков” или “реформаторов”, несмотря на то, что еще во время отсидки был избран в президиумы верховных меджлисов обеих частей ПНФА.

“Я стану работать в ПНФА, только если партия воссоединится. Сегодняшние избирательные структуры “классиков” и “реформаторов” нелегитимны. Но выходить из партии я не собираюсь, тем более, что принимал меня в нее Эльчибей. ПНФА должна или объединиться, или исчезнуть, другого варианта нет”. Недавно Гулиев предпринял поездку по всем районным отделениям ПНФА в Нахчыване, не делая различий. “Все они желают объединения. Противники нашей идеи добиться ничего не смогут, рядовой состав партии – за”, – отметил он.

А если во главу угла поставить доктрину азербайджанской государственности, говорит он, объединиться смогут и все политические силы страны. Гулиев призывает для начала всех оппозиционных лидеров оставить в стороне неуместные сегодня личные амбиции и попытаться что-то сделать. В частности, он приветствует создание внутри двух частей ПНФА примирительных комиссий.

Гулиев опроверг слухи о том, что он потворствует объединению ПНФА при поддержке властей, надеясь затем стать ее председателем и самому пробраться во власть. “В любом случае председателя ПНФА будет избирать объединительный съезд. Никакого договора с Г.Алиевым у меня не было, я лишь заявил, что с властью нужно попытаться войти в диалог, а переводить все политические расхождения в область драки, митингов противостояния, по-моему, безнравственно”.

Гулиев говорит, что сегодня много высококлассных специалистов в разных областях находятся и в рядах оппозиции, и в проправительственном лагере, а значительная часть из них уехала за рубеж.

“Почему бы не попытаться сообща создать новую, крепкую и стабильную власть в стране, которая не угрожала бы последствиями ни одной политической силе. Конечно, для этого власть должна согласиться на разговор с оппозицией, но для этого и оппозиция должна представлять из себя значимую, крепкую силу, а не какие-то разрозненные группки, как сегодня. Я не вижу другого пути для реального развития Азербайджана, кроме создания коалиции через переговоры с властью”.

Так или иначе, говорит бывший узник, а когда припрет – и оппозиция, и некоторые СМИ идут на переговоры с властью, несмотря на то, что обычно именуют ее нелегитимной. “Эльчибей, вернувшись в Баку в 1997 г., заявил, что путем сплочения общества можно добиться освобождения Карабаха”. Пока что Ф.Гулиев намерен возобновить свою деятельность в объединении “Целостный Азербайджан”, попутно призывая всех друзей и знакомых по ПНФА помочь объединению родной партии.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: