“Учитель добровольцев” на скамье подсудимых

Р.БАБАЕВ

Вчера в Военной коллегии Суда по тяжким преступлениям началось рассмотрение уголовного процесса над второй группой азербайджанцев, проходивших спецподготовку в военном лагере в селении Дуиси Ахметинского района Грузии. На скамье подсудимых находятся Алирза Бабаев, Рашид Мустафаев, Эмиль Алиев, Мамед Мамедов, Эльдениз Гасанов, Яшар Мамедов и Азер Мисирханов.

В состав судебной коллегии вошли Агамалы Гафаров (председательствующий), Мехти Асадов и Гадим Бабаев. Сторону обвинения представляет прокурор Теймур Балогланов. Был зачитан обвинительный акт, в котором говорится, что осужденный решением Военного суда 3 января 2002 года на 5 лет лишения свободы, получивший юридическое образование в Египте Кянан Шабанов работал переводчиком с арабского языка в культурном центре Чеченской республики в Азербайджане.

Прошел специальную подготовку в военном лагере чеченцев на территории селений Дуиси и Члебани Ахметинского района Грузии, с августа по ноябрь 2000 года участвовал в боевых действиях в составе чеченских вооруженных формирований в Бабутском, Семашкинском и Аргунском районах Чечни. Вернувшись в Азербайджан, Кянан стал набирать наемников с целью дальнейшего оказания помощи чеченской стороне. Завербованных молодых азербайджанцев Шабанов препровождал в Ахметинский район Грузии, где проходил с ними спецподготовку.

Среди завербованных оказались и знакомые Кянана Тариэл Аскеров и Яшар Мамедов. Далее указывалось, что старший лейтенант Алирза Бабаев приказом Министерства обороны Азербайджана от 30 сентября 1996 года был назначен командиром разведывательного отдела N-ской военной части, однако вскоре покинул пределы части и больше не возвращался на воинскую службу. В начале ноября 2001 года, поддавшись на уговоры Кянана Шабанова, он дал согласие на прохождение подготовки в военном лагере в Дуиси. 18 апреля 2001 года Алирза совместно с Фирдовси Юсифовым и неким Гурбаном отправились из Баку в Грузию.

Вместе с гражданами Азербайджана Фирузом и Эльдаром Бабаевыми (родной и двоюродный братья), Камилем Годжаевым, Мушвигом Гурбановым, Фирдовси Юсифовым, Ровшаном Пашаевым, Ровшаном Бадаловым, Азером Юсифовым, Маликом Хагвердиевым, Самиром Гасановым, Валехом Мурадовым, Эльмином Наджафовым, Джавидом Муфитзаде (погиб в Абхазии. – Ред.), Тофигом Абдулхалиловым, Тариэлом Аскеровым, Мамедом Мамедовым, Яшаром Мамедовым, Эмилем Алиевым Алирза Бабаев прошел специальную подготовку в военном лагере в селении Дуиси, где обучались навыкам обращения со взрывным и огнестрельным оружием, топографическими картами. Вчера были заслушаны показания обвиняемых.

Особое внимание стоит уделить показаниям Алирзы Бабаева. Прежде всего он заявил, что не признает себя виновным по обвинению в дезертирстве в 1996 году, и сказал, что оставил воинскую часть из-за давления на него командования и отсутствия условий для нормальной работы. Он не скрывался и ждал, что его вызовут в трибунал, однако этого не произошло.

В 1998 году Алирза находит спасение в религии, так как нервы его были на пределе из-за несправедливого отношения к нему командования части, ряды которой он добровольно покинул. В 2001 году Бабаев знакомится с Кянаном Шабановым. Вместе со старым знакомым Гурбаном (носил также имя “Абдулшафи”. – Ред.) Алирза отправляется в Дуиси, где начинает преподавать азербайджанским “новобранцам” секреты воинского искусства. Алирза отмечает, что он, помимо обучения новобранцев военному искусству, сам почерпнул немало для себя в рядах чеченских специалистов. В лагере велись уроки по противовоздушной обороне, тактике и стратегии боевых действий, обучению обращения с географическими картами, обращения с огнестрельным оружием.

В течение первых десяти дней Бабаев ожидал приезда в село Члебани Кянана Шабанова, отказавшись от предложения чеченцев вести уроки военной подготовки среди представителей этого народа, мотивируя это тем, что согласился приехать в Грузию, чтобы обучать исключительно азербайджанцев. Бабаев говорит, что азербайджанские добровольцы, сами того не зная, проходили военное обучение. Другие подсудимые показали, что всего-навсего ходили в походы в горы, Алирза же утверждает, что это часть обучения военному ремеслу, так как в таких походах “солдаты” проходят экзамены на выносливость, выживаемость в горных местах, ориентирование по картам.

Алирза специально приезжал в Баку, чтобы забрать с собой в Грузию военную литературу, издававшуюся во времена СССР, которую он хранил у себя дома. А.Бабаев отмечает, что чеченцы профессионально относились к своим обязанностям. “Против хорошо организованной российской армии могут воевать только профессионалы, – говорит Алирза Бабаев. – Чеченцы являются таковыми, они используют разные имена. Например, в России какой-нибудь чеченский солдат известен как Осман, в Чечне – как Махмуд, в Дагестане – как Ибрагим, в Грузии его “имя” – Шамиль. Это все делается в целях конспирации”.

Алирза также рассказал, с какими трудностями ему приходилось сталкиваться в процессе работы с чеченцами. Несколько раз “благодаря” Гурбану-“Абдулшафи”, которого чеченцы называли “сотрудником нацбезопасности Азербайджана” (таковым на самом деле не является. – Ред.), “карьера” Бабаева-военконсультанта висела на волоске. В конце концов, спустя несколько месяцев, Алирза Бабаев решается покинуть пределы военного лагеря и вернуться в Баку. По словам подсудимого, он добровольно решился сдаться азербайджанским властям, после того, как увидел по телевидению процесс над Кянаном Шабановым…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: