НУРАНИ, Н.АЛИЕВ
На каком-то этапе развития любого регионального конфликта наступает своеобразное “рассогласование” между напряженностью боевых действий как таковых и газетной площадью вместе с эфирным временем, отводимыми под освещение этих событий. Ситуация на Ближнем Востоке, по всей видимости, прошла в этой связи “полный цикл”. Старейшую “горячую точку” планеты трудно отнести к числу “забытых войн”, однако не заметить падения интереса мировой прессы к происходящему там тоже невозможно.
Видимых изменений в обстановке там явно не произошло: палестинские террористы по-прежнему держат под контролем храм Рождества в Вифлееме, где на положении то ли заложников, то ли добровольного “живого щита” находятся священнослужители и монахи, в том числе шестеро армянских священников, а церковные иерархи, призывая Израиль воздержаться от штурма церкви, никоим образом не пытаются убедить палестинцев выпустить священников, монашек и т.д.
Между тем вряд ли кто-то сегодня возьмется утверждать, что в развитии ситуации в регионе наступил перелом. Колин Пауэлл еще до своей поездки на Ближний Восток заявил, что не уверен, везет ли он в регион прекращение огня, и, как оказалось, предупреждения эти были не напрасны, Серьезной остается и угроза “интернационализации конфликта”. После переговоров в Израиле Колин Пауэлл, изменив первоначальный план своего турне, отправился в Бейрут, кроме того, как указывают масс-медиа, он намерен также провести переговоры в Дамаске, и главная их цель – убедить власти Ливана и Сирии ограничить активность на своей территории террористов “Хезболлах”, периодически обстреливающих север Израиля из ракетных установок “Катюша”.
Как указывает израильская газета “Хаарец”, именно ситуация на израильско-ливанской границе была главной темой переговоров Колина Пауэлла с президентом Ливана Эмилем Лахудом. Как заявил сам Колин Пауэлл в Бейруте, Вашингтон обеспокоен тем, что действия боевиков шиитской организации “Хезболлах” на границе Израиля и Ливана могут вылиться в широкомасштабный региональный конфликт.
Тем не менее еще до прибытия Пауэлла в Бейрут министр информации Ливана Гази аль-Ориди заявил, что нападения на Израиль со стороны “Хезболлах”, скорее всего, будут продолжены, но вина за возможные действия “Хезболлах” ляжет на… Соединенные Штаты: “Америку не беспокоит ситуация в Палестинской автономии, погружающейся в хаос, разрушаемой, превращаемой в пожарище израильскими солдатами”. А один из духовных авторитетов шиитов, аятолла Фадлалла, заявил в интервью итальянской “Реппублика”, что если Израиль сгонит палестинцев с их земли, то у мусульман не останется другого выбора, кроме выполнения “священного и законного долга бороться на их стороне”.
В самом деле, здесь есть чего опасаться и Израилю, и США. Впервые после вывода войск из Ливана жители израильского поселка Кирьят-Шимона уже спускались ьна несколько часов в бомбоубежище. А если заявления “Хезболлах”, что, мол, эта организация обладает ракетами, способными достичь Хайфы – крупного портового города Израиля да еще к тому же центра местной нефтехимии, то последствия могут оказаться непредсказуемыми. Во всяком случае, если боевики “Хезболлах” пересекут, скажем так, критическую черту, то масштабный ответный удар Израиля станет реальностью. А вот нанесен он может быть и по Ливану, с территории которого и действует “Хезболлах”, и по Сирии, и по Ирану, оказывающим “Хезболлах” не только моральную поддержку.
Плюс ко всему после того, как Ясир Арафат под аккомпанемент обещаний “бороться с терроризмом” создавал на палестинских территориях инфраструктуру террора и фактически поставил ей на службу всю финансовую систему палестинской администрации, в Израиле куда боле склонны полагаться на силу оружия, чем политические декларации. В то время как большинство аналитиков и комментаторов рассуждает о том, что США то ли “держат за фалды” своего стратегического союзника – Израиль, то ли вообще приступили к политике “выкручивания рук”, чтобы не взорвать ситуацию в арабском мире накануне возможной войны с Ираком, эта страна уже открыто готовится к войне с Израилем.
По информации ближневосточного агентства новостей MENL, военное командование Ирака уже разрабатывает планы нападения на Израиль совместно с палестинской администрацией. А как заявил журналистам министр обороны Ирака Султан Хашим, иракские войска готовятся к военной кампании против еврейского государства. По его словам, войска Ирака должны быть на переднем крае арабо-израильской войны: “Вооруженные силы станут острием меча в освобождении наших территорий в Палестине, включая Иерусалим, оккупированный сионистами”, – заявил Ахмед в телеграмме, направленной Саддаму Хусейну.
– Продолжается подготовка к нашей миссии – мужественно встретить лицом к лицу силы зла и угнетения, представленные преступником – Америкой и ее одиозным сионистским союзником”. В телеграмме, текст которой приводит иракское агентство новостей, планы атаки на Израиль не конкретизируются, но, как указывает MENL, иракский режим уже мобилизовал на войну с Израилем 6 с половиной миллионов добровольцев. Вряд ли стоит тешить себя надеждой, что все иракское бряцание оружием – это не более чем пропагандистская акция. Как ни парадоксально это звучит, но в начале войны более всего заинтересован сегодня именно Саддам Хусейн.
Западу начинать сегодня войну с ним явно не с руки – у Саддама Хусейна еще нет достаточно сильного преемника, который смог бы не только прийти к власти, но и удержать ситуацию под контролем, к тому же накал антиамериканских настроений в арабских странах слишком силен, динамика цен на нефть внушает серьезные опасения и т.д. Но при этом время работает против Саддама Хусейна – Запад уже вплотную “работает” с внутрииракской оппозицией, противостояние на Ближнем Востоке не может быть вечным. И вряд ли стоит исключать, что Саддам Хусейн просто решил заставить своих противников начать войну в явно не самый выгодный для них момент. А вот найти более удобную цель, чем Израиль, трудно.
Несмотря на весь град обвинений в адрес “сионистского режима”, в Багдаде прекрасно понимают, что Израиль не станет проводить в Ираке “сплошную этническую чистку” или присоединять Ирак к своей территории. Европейские политики тоже не проявляют особой готовности выступать на стороне Израиля. Так что риск для Саддама куда меньше, чем может показаться на первый взгляд.
Но в то же время “политико-пропагандистский” эффект окажется немалым. Достаточно вспомнить, что во время “Бури в пустыне” многие “радикальные режимы” обещали вступить в войну на строне Ирака, если в конфликт вступит Израиль, и Ирак обстреливал Израиль ракетами “Скад”, чтобы спровоцировать эту страну на ответный удар.
Теперь, в нынешней ситуации, Ирак может решиться и на первый удар. А это значит, что в Египте как минимум не без причины началась практическая подготовка к “региональной войне”, а министр обороны Египта Хусейн Тантави принял высшее командование Второй и Третьей армий страны, дислоцированных близ границы с Израилем…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год