НУРАНИ, И.РЗАЕВ
В 70-е годы среди “бойцов идеологического фронта” ходила такая невеселая шуточка: “Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется”. Похоже, именно таким оказалось российское “миротворчество” в зоне грузино-абхазского конфликта. Драматические сообщения о ситуации в Кодорском ущелье начали приходить еще утром 12 апреля. В Тбилиси в это время шли переговоры президента Эдуарда Шеварднадзе и председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Бориса Пастухова о заключении “рамочного” договора между Россией и Грузией.
По мнению одних масс-медиа, первым о том, что в Кодорском ущелье высадился с вертолетов Ми-2, которые на военном сленге именуют “крокодилами”, российский войсковой десант, и россияне уже взяли под контроль грузинское село Земо Ажара, заявил бывший спецпредставитель президента Грузии в Кодорском ущелье Ивери Челидзе. По другим, с таким заявлением перед депутатами выступила спикер парламента Нино Бурджанадзе.
Но, так или иначе, а сообщение о российском десанте в Кодорском ущелье буквально “взорвало” ситуацию. Парламент перешел на чрезвычайный режим работы, Нино Бурджанадзе провела консультации с президентом и силовыми министрами, затем сначала министр обороны, а затем и президент Грузии немедленно выехали в Кодорское ущелье. При этом Шеварднадзе заявил: “Если то, что мне сообщили, – правда, то миротворческую операцию СНГ в Абхазии можно считать завершенной”. А депутаты потребовали, чтобы ситуацию разъяснил Борис Пастухов. Вскоре появилось сообщение минобороны Грузии. Согласно ему, 12 апреля в 9.00 по местному времени в грузинском селе Ажара Кодорского ущелья Абхазии высадились российские десантники численностью 100 – 150 человек.
Их доставили туда 4 военных вертолета типа “крокодил”, а также 4 гражданских вертолета. Причем вертолеты вошли в воздушное пространство Грузии безо всякого предупреждения и согласования с грузинским руководством, тем самым грубо нарушив суверенитет независимого государства. Вскоре появилось и “разъяснение” Москвы. Как оказалось, ссылаясь на протокол о нормализации ситуации в Кодорском ущелье, российские миротворцы решили развернуть там блокпост. Представители Грузии, подписывавшие протокол, на который ссылается российская сторона, единодушны – ничего подобного там нет.
Поддержал Тбилиси и глава ооновской миссии в Абхазии Дитер Боден, который тоже потребовал вывести российские войска из ущелья. Министр обороны Грузии Давид Тевзадзе заявил, что командованию миротворческих сил СНГ передан ультиматум с требованием покинуть Кодорское ущелье до вечера 12 апреля. По словам министра, “принято решение при любых несогласованных действиях открывать огонь, и этот приказ уже передан командирам”. Вернувшись из Кодорского ущелья, Эдуард Шеварднадзе заявил, что достигнута договоренность о выводе российских войск к утру 13 апреля – сделать это ночью невозможно по техничесим причинам. Однако в Грузии уже всерьез говорят о возможности прекращения миротворческой миссии СНГ в Абхазии.
Причем не только в парламенте, но и в исполнительной власти. В свою очередь глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили заявил, что Тбилиси не хотелось бы доводить дело до постановки вопроса о прекращении миссии российских миротворцев в Абхазии, начатой в 1994 году. Но чтобы дело не дошло до этого, ответственные российские военачальники должны проявить “благоразумие”. Однако уже вечером 12 апреля Москва опровергла факт достижения договоренности о выводе войск из Кодорского ущелья. Ситуация продолжает оставаться непредсказуемой.
Показательно и другое. В тот же день грузинский парламент единогласно ратифицировал подписанное в марте соглашение между Грузией и США о плане сотрудничества в рамках осуществления совместной программы “Оснащение и обучение”. Как передает РИА “Новости”, программа подразумевает помощь вооруженным силам Грузии со стороны США для развития оперативных возможностей с тем, чтобы Грузия могла самостоятельно контролировать свои границы и принять ограниченные контрмеры против террористических элементов. Помощь ВС Грузии со стороны США будет осуществлена в два этапа.
В рамках этой программы будут созданы два пехотных батальона в Крцаниси и Вазиани, а также один специальный оперативный батальон в Коджори и одна механизированная бронегруппа из состава 11-й бригады минобороны Грузии. Как известно, грузино-американское военное сотрудничество уже давно вызывает у России более чем нервозную реакцию, причем Госдума прямо угрожала надавить на Грузию при помощи активизации грузино-абхазского конфликта, и события в Кодорском ущелье, где дело едва не дошло до прямых военных столкновений между российскими “миротворцами” и грузинскими войсками, могут быть и практической реализацией думского “наказа”.
Понятно и другое: Азербайджан вряд ли сможет остаться в стороне от событий в Грузии. Тем не менее официальный Баку в связи с происходящим в Грузии хранит молчание. Источники в МИД сообщили, что Баку в этой ситуации – на положении наблюдателя. Представители правящей партии “Ени Азербайджан” также хранят молчание, заявляя, что “пока изучают ситуацию”. Однако очень жестко отреагировала на события в Кодорском ущелье оппозиция Азербайджана. “Те тугодумы в руководстве России, которые делают ставку на обострение конфликтов в Абхазии, Карабахе, должны осознать – подобная позиция идет только в ущерб влиянию Москвы”, – заявил сопредседатель Социал-демократической партии Араз Ализаде.
Он считает, что десант преследует цель спровоцировать Грузию на ответные действия. Лидер ведущей левой партии Азербайджана расценивает происходящее как проявление ущербной политики Москвы в отношении стран СНГ. “Пока Россия не поймет, что ее партнерами по СНГ являются равные с ней субъекты международного права – она будет терять влияние на новые независимые государства”.
Еще жестче реагируют представители правых оппозиционных партий страны. “Беспрецедентным нарушением норм международного права и грубой милитаристской акцией” назвал происходящее зампред ПНФА по международным вопросам Асим Моллазаде. Функционер ПНФА считает, что международное сообщество должно оказать давление на Россию и добиться прекращения действий, дестабилизирующих ситуацию в регионе.
Как считает депутат законодательного органа страны, “угроза военной агрессии со стороны России существует для всех стран, граничащих с подобным милитаристским государством”. В том числе – для Азербайджана.
А это значит, что власть вновь не сумела адекватно среагировать на события, происходящие за пределами Азербайджана, но самым прямым образом затрагивающие интересы нашей страны…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год