М.БАГИРОВ
“В интересах Азербайджана, в интересах защиты граждан от возможного произвола властей было полезно и необходимо, чтобы Азербайджан стал членом Совета Европы”, – об этом пишет докладчик ПАСЕ по Азербайджану Джордж Клерфайт во введении к книге “Совет Европы”, изданной Азербайджанским фондом развития демократии и защиты прав человека (АФРД) при поддержке посольства Великобритании. Клерфайт отмечает, что “боролся со скептически настроенными или слишком непреклонными коллегами” для того, чтобы Азербайджан был принят в СЕ “без отсрочки”.
Докладчик напоминает об обязательствах Азербайджана – освобождении политзаключенных, проведении свободных и справедливых выборов и т.д., и подтверждает, что мониторинговая группа следит за соблюдением этих обязательств. “Весь состав СЕ продолжает помогать Азербайджану развиваться и прогрессировать по дороге к настоящей демократии. Суд по правам человека тоже в распоряжении граждан, которые считают, что их государство нарушило Конвенцию по правам человека, и в случае наличия нарушений суд будет принимать соответствующее решение”.
Презентация издания состоялась в ходе “круглого стола”, организованного АФРД, на котором обсуждались различные аспекты взаимодействия Азербайджана и СЕ. В мероприятии приняли участие представители СЕ, Министерства юстиции, Института по правам человека НАН, Федерации правозащитных организаций. После небольшой справки об СЕ, его структурах, непростых отношениях этой организации с Азербайджаном, руководитель АФРД Мурад Сададдинов дал старт дискуссиям вокруг обозначенной темы. Первым высказался глава отдела по правам человека Минюста Фаик Курбанов, который сообщил, что с 10 апреля в этом ведомстве совместно с делегацией экспертов СЕ началась работа по изучению азербайджанского законодательства на предмет его соответствия Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).
При этом Ф.Курбанов особо подчеркнул, что Минюст “постоянно ведет переписку с СЕ”. Примечательно, что Ф.Курбанов подверг острой критике деятельность ряда местных правозащитных организаций, заявляющих о невыполнении Азербайджаном своих обязательств перед СЕ. “Вызывает глубокое сожаление, когда амбиции отдельных правозащитников берут вверх над интересами государства”, – подчеркнул он. По словам Ф.Курбанова, то, что Азербайджан “уже начал” выполнять обязательства перед СЕ, – “неопровержимый факт”. Начотдела Минюста призвал правозащитников к распространению объективной информации о ситуации в Азербайджане. Он рекомендовал правозащитникам больше думать о проблемах азербайджанских беженцев и людей, находящихся в армянском плену, нежели о так называемых политзаключенных.
Претензии Ф.Курбанова успешно парировал глава АФРД М.Сададдинов, который напомнил, что еще в ходе прошлогодней апрельской сессии ПАСЕ он на заседании Комитета по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ, куда был приглашен, поднял вопрос об азербайджанских военнопленных, удерживаемых Арменией. Против этого документа резко выступил армянский посол в СЕ, который, по словам М.Сададдинова, проявил необычайную активность с целью предотвратить назначение специального докладчика по вопросу военнопленных, не в пример азербайджанскому послу в СЕ Агшину Мехтиеву, деятельность которого глава АФРД считает неудовлетворительной. В результате этого вопрос военнопленных так и не обрел статус проблемы, подлежащей обсуждению в ПАСЕ.
Представитель СЕ в Азербайджане Инкери Аарниоф-Лвов в своем выступлении тоже выразила сожаление тем, что азербайджанская пресса и НПО в основном акцентируют внимание на проблеме “политзаключенных”. “Это, конечно, важный вопрос, но есть и другие вопросы, для решения которых можно сотрудничать с СЕ”, – сказала И.Аарниоф-Лвов. По ее словам, в СЕ существует более 100 структур, специализирующихся на проблемах нацменьшинств, вопросах экологии, коррупции, отмывания денег и т.д.
Однако, по словам руководителя Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдара Зейналова, ничего удивительного в том, что внимание общества приковано к проблеме “политзаключенных” нет, напротив, правозащитник считает это показателем актуальности данного вопроса. По мнению Э.Зейналова, если бы не было такого внимания, то не было бы и подвижек в решении проблемы. “Порядка 300 человек уже вышли на свободу, и процесс продолжается”, – отметил глава ПЦА.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год