НУРАНИ
Давнее и тесное сотрудничество между Ираном и Арменией уже давно не является ни для кого ни новостью, ни секретом. И вряд ли визит в Иран армянской делегации во главе с министром энергетики Кареном Галустяном имел шансы привлечь к себе особое внимание. Однако поступившее по каналам агентства “Медиамакс” со ссылкой на IRNA сообщение может привести к весьма серьезным политическим и дипломатическим последствиям.
Мы приводим его текст полностью: “Армения и Иран намерены подписать соглашение о совместном строительстве гидроэлектростанции на пограничной реке Аракс (Араз – Н.) Как сообщает IRNA, замминистра энергетики Армении провел в понедельник в Тегеране переговоры на эту тему со своими иранскими коллегами. Помимо данного проекта, на встречах в Тегеране обсуждались возможности увеличения взаимных поставок электроэнергии в 2001-2002 гг.”
Некоторое время назад министр энергетики Ирана во время своей встречи с Гейдаром Алиевым прямо заявил, что его страна намерена приступить к совместному с Арменией строительству гидроузла на реке Араз, причем речь шла об оккупированных азербайджанских землях. В ответ же на возмущенную реакцию президента Азербайджана иранский гость без тени сомнения или смущения заявил: если вы быстро освободите свои земли, то мы еще можем подождать, а если процесс затянется – тут уж извините, начнем строить вместе с Арменией.
Теоретически можно допустить, что гидроузел Иран и Армения собираются строить за пределами территории Азербайджана. Аналогичное сообщение помещено и на компьютерном сайте агентства IRNA, причем указывается, что гидроэлектностанция будет строиться на общей границе Ирана и Армении. И можно предположить, что речь идет о районе Мегри, 42-километровом участке границы Армении и Ирана.
Более того, предположение, что таким образом Армения пытается подстраховаться на случай реализации так называемого “территориального размена”, тоже выглядят не лишенными логики. Однако в действительности это не более чем розовые иллюзии. Если дело дошло до подписания совместных документов, то речь идет о подготовленном и согласованном на уровне экспертов проекте.
Учитывая, что между визитами министра энергетики Ирана в Баку и Армении – в Иран прошло совсем немного времени, можно предположить, что в столь сжатые сроки в Ереване и Тегеране намерены осуществлять СТАРЫЙ проект, отношение к которому президента Азербайджана и пытались прозондировать иранские представители во время встречи с Алиевым.
Судя по всему, возмущение Азербайджана в Иране попросту проигнорировали. Причем произошло это через несколько дней после того, как переговоры в Ки Уэсте позволили говорить о возможном привлечении Ирана к процессу карабахского урегулирования. А такое развитие событий может оказаться для нынешних властей Азербайджана серьезным экзаменом на государственную зрелость.
Очевидно, что по поводу встречи между послом ИРИ в Армении Колейни и министром обороны Армении Саркисяном еще можно “не поднимать шума”, мотивируя это нежеланием портить отношения, то вот признание Ираном армянской юрисдикции над оккупированными азербайджанскими землями – это явно не тот шаг, который может остаться без ответа.
Более того, после подобных действий Тегерана существуют весьма серьезные сомнения в том, насколько имеют смысл попытки Азербайджана не обострять отношения. Если, конечно, в их основе лежит забота о государственных интересах, а не лоббирование чьих-то коммерческих планов, осуществляемых с участием ИРИ.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год