Боритесь с терроризмом на Балканах сейчас

Йиржи ДИЕНСТБИЕР, бывший министр иностранных дел Чехословакии
Project Syndicate, специально для “Эхо”

Суд над Слободаном Милошевичем в Гааге является своевременным напоминанием о том, к каким разрушающим последствиям приводит террористическое насилие. Возможно, это было неосторожностью со стороны президента Буша, когда он назвал Ирак, Иран и Северную Корею сосредоточением зла, но он был прав, указывая на многочисленные связи в глобальной террористической цепи. Внутри этой цепи одним из кажущихся малыми, но ключевых звеньев является балканский терроризм, который продолжает процветать на глазах у НАТО и ООН.

Усама бен Ладен обосновался на Балканах около 1994 года, основав несколько так называемых гуманитарных организаций в Боснии и Албании. В состав некоторых отрядов в Боснии, Косово и Македонии во время балканской войны входили моджахеды, обученные в афганских лагерях. Местные тренировочные центры также имели большое значение. В Албании боевики обучались на территории резиденции бывшего президента Сали Бериша недалеко от города Тропойе.

Кроме мощной местной поддержки террористов, существовала еще и экономическая инфраструктура. Во время правления Слободана Милошевича две тонны героина ежемесячно переправлялись из Азии в Европу через Косово. После падения Милошевича контрабанда наркотиков не только не уменьшилась, но, наоборот, выросла.

За последний год пять тонн героина были переправлены через территорию, которая находится под контролем ООН и НАТО. Интерпол утверждает, что албанские бандформирования в настоящее время контролируют 70% героина, переправляемого в Германию, Австрию, Швейцарию и Скандинавию. В течение последних лет взаимодействие между временной администрацией миссии ООН в Косово (UNMIK), международными силами под руководством НАТО (KFOR) и местным правительством, особенно после прихода к власти демократов правительства в Сербии, привело к уменьшению числа террористических атак в Южной Сербии и Македонии. Однако это сотрудничество не смогло остановить слияние терроризма и криминала. Эрхард Бусек, координатор пакта ЕС за стабильность в бывшей Югославии, считает, что благодаря богатству, накопленному террористическими группами, вовлеченными в наркоторговлю, шансы сохранения мира в Македонии после таяния снега составляют не более 50%.

Спокойствие не вернется на Балканы до тех пор, пока ООН и НАТО не смогут уничтожить базу экстремистов в Косово. Тем временем криминальная, террористическая основа армии освобождения Косово (АОК), которая якобы была разоружена, продолжает концентрировать свою силу и проникать на территорию Македонии, Южной Сербии и Черногории. Самые смелые руководители АОК даже говорят о 100.000 албанцев, проживающих в Греции, как о своей долгосрочной цели. Идея создания великой Албании не забыта. Вместо подавления террористов, к ним относились как к одной из сторон в решении проблемы нестабильности на Балканах.

Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон назвал албанских террористов в Македонии “сборищем отчаянных головорезов”, но те же самые головорезы выступали на пресс-конференции в Приштине, под носом у KFOR и UNMIK. Некоторые страны настолько уважают интересы террористов, что представитель США в Организации за безопасность и сотрудничество в Европе (ОБСЕ) провел переговоры с македонскими политиками и лидерами террористов не в Скопье и Тетово, а в Призрене, городе в Косоваре, где наиболее влиятельны террористы. За последние несколько лет в результате этнических чисток Косово покинула четверть миллиона человек. Сто храмов и монастырей было разрушено.

Убийства на этнической почве случаются реже в последнее время, но этот факт не может считаться достижением, так как все неалбанское население Косово изолировано в анклавах, охраняемых силами KFOR. Последние выборы подтвердили, что местное население отвергает насилие. Однако выборы являются демократическим инструментом лишь в случае, когда все партии подчиняются их результатам. Реальная власть в Косово находится у людей с Калашниковыми в руках.

Международные силы в Косово достаточно сильны для того, чтобы разорвать связь между международным терроризмом и Балканами, при условии наличия достаточной политической воли. Балканские наркоторговцы, торговцы оружием, женщинами и беженцами – подпольные сделки, которые финансируют террористов, – могут быть остановлены. Однако, чтобы осуществить это – международные институты, контролирующие Косово, должны запретить все организации, основанные на насилии. Известные преступники должны сидеть не в косовском парламенте, а в тюрьме. Место самых жестоких из них не в правительстве Косово, а в Гаагском международном трибунале рядом с Милошевичем.

Но международные организации, контролирующие Косово, боясь разгневать вооруженных террористов, предпочитают умиротворять их. Некоторые разочарованные международные деятели пытались заставить албанские политические партии сформировать коалицию. Однако данная перспектива может подорвать власть доктора Ибрагима Руговы, наконец ставшего президентом в начале этого месяца, так как правительство формируется политическим крылом армии освобождения Косово. Целью бомбардировок Югославии, резолюции 1244 Совета Безопасности ООН и временной конституции Косово являлось создание условий для демократического развития многонационального государства.

Поскольку это остается единственной стоящей и достижимой целью, единственным жизнеспособным решением для будущего Косово является коалиция умеренных албанских партий и организаций, представляющих национальные меньшинства Косово. Но прагматичные циники уже три года возражают, что такое решение невозможно. Однако умиротворяя таким образом террористов, самые мощные государства мира дают зеленый свет терроризму не только на Балканах, но и во всем мире.

Территория Косово значительно меньше территории Афганистана. Если мировое сообщество не сможет очистить Косово от террористов, остается ли надежда, что с терроризмом будет покончено в остальном мире? Таким образом, перед тем как начинать новую антитеррористическую кампанию, ведущие страны должны покончить с терроризмом на территории, подконтрольной ООН. Если этого не произойдет, ООН, НАТО и европейское сообщество дискредитируют себя, а также и гуманитарные идеи, которые они используют, чтобы оправдать свое “гуманитарное” вмешательство.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: