Р.БАБАЕВ
Вчера в Военной коллегии Суда по тяжким преступлениям состоялось предварительное заседание по делу семерых азербайджанцев, в вину которым инкриминируется участие в незаконных военных формированиях и спецобучение в военном лагере в Ахметинском районе Грузии. На скамье подсудимых находятся Алирза Бабаев (1965 г.р., взят под стражу 28.01.02), Рашид Мустафаев (1976 г.р., 27.12.01), Эмиль Алиев (1976 г.р., 27.12.01), Мамед Мамедов (1983 г.р., 27.12.01), Эльдениз Гасанов (1974 г.р., 27.12.01), Яшар Мамедов (1974 г.р., 01.02.02), Азер Мисирханов (1974 г.р., 13.12.01).
В состав судебной коллегии вошли Агамалы Гафаров (председательствующий), Мехти Асадов и Гадим Бабаев. Сторону обвинения представляет прокурор Теймур Балогланов. В зале суда также присутствовали потерпевшие – офицеры Араз Ахмедов и Ильхам Гурбанов и адвокаты Акиф Бабаев (защищает интересы Р.Мустафаева), Гейбулла Джавадов (Э.Алиев), Саят Мамедов (М.Мамедов), Аббас Алиев (Э.Гасанов), Тельман Вердиев (А.Мисирханов). Алирза Бабаев и Яшар Мамедов отказались от услуг адвокатов.
Вчера было принято решение начать уголовный процесс 15 апреля. Напомним, что с ноября прошлого года по январь нынешнего в Военной коллегии проходил аналогичный процесс в отношении двенадцати “добровольцев” во главе с Кянаном Шабановым. 3 января 2002 года был озвучен приговор, согласно которому К.Шабанов был осужден на 5 лет лишения свободы, Алекпер Рзаев и Джейхун Джавадов – к четырем, Руфат Садыгов – к трем, Эльмир Ягубов – к двум годам лишения свободы. Эмиль Гасанов, Ринат Алиев, Аскер Мамедов, Санан Асланов, Исрафил Гулиев, Сархан Алиев, Рашад Аббасов были лишены свободы на срок от одного до четырех лет (условно) и освобождены из зала суда под подписку о невыезде.
Во время предыдущего процесса Кянан Шабанов неоднократно заявлял, что долг каждого мусульманина – участвовать в священной войне с иноверцами. Наряду с чеченской кампанией Шабанов назвал джихадом участие мусульман в карабахском и палестинском конфликтах. Кянан заявлял, что он призывал своих “соратников” отправиться в Грузию, чтобы оказывать посильную помощь раненым чеченцам, а вовсе не обучаться в военном лагере.
Также дававший на процессе свидетельские показания Бахруз Мамедов, который в настоящее время отбывает наказание, отмечал, что проходил специальное обучение в военном лагере в селе Члебани Ахметинского района Грузии, куда отправился, чтобы пройти военную подготовку для дальнейшего участия в чеченской войне. Мамедов указал, что в лагере они занимались стрельбой из огнестрельного оружия, лазили в горы, изучали топографию. Проводились занятия по разминированию. Про военный лагерь Мамедов рассказал следующее: “Лагерь находился в стороне от деревни Члебани. Он был отгорожен забором…
В Дуиси находился гуманитарный госпиталь, в котором лечились кроме местных жителей и раненые чеченцы… В Дуиси нет военных лагерей, там есть только госпиталь. Добровольцы ездили туда только с целью помочь раненым мусульманам. Никто в Дуиси не проходил военной подготовки… В Члебани нам выдали военную форму НАТО. Мы совершали джихад, никто нам не платил ни за что”. В начале года Министерство национальной безопасности Азербайджана распространило информацию о том, что 29 декабря 2001 года были задержаны еще четверо членов группировки, находившиеся долгое время в розыске. Сообщалось, что задержанные – Рашид Мустафаев, Эмин Алиев, Мамед Мамедов и Эльдениз Гасанов при посредничестве Кянана Шабанова и находящегося в розыске Алирзы Бабаева проходили специальную подготовку в военных лагерях с целью оказания помощи чеченским боевикам в качестве наемников.
13 декабря граждане Азербайджана Азер Мисирханов и Рашид Мустафаев пытались незаконно перейти из Грузии в Азербайджан. Первый был задержан. Мустафаеву же удалось тогда бежать. Рашид несколько дней скрывался в квартире командира N-ской военной части Министерства обороны Фирдовси Джафарова. Во время обыска в сумке Мисирханова было найдено 16 патронов для американской автоматической винтовки М-16. Через день на территории, где он был задержан, были обнаружены гранаты марки РГД-5 и Ф-1. 15 декабря во время расследования инцидента в Шамкирском погранотряде Азер Мисирханов, неожиданно схватив одну из гранат в служебном помещении, взял в заложники офицера Ильхама Гурбанова.
Террорист потребовал оружие, боеприпасы к нему и автомобиль, а также создания условий для перехода границы. Он угрожал взорвать себя и взятого в заложники офицера, если его условия не будут выполнены. Для того, чтобы не пострадали жители близлежащих домов, были осуществлены необходимые меры. Командир Шамкирского погранотряда майор Араз Ахмедов прибыл на место происшествия, начал переговоры с террористом и предложил себя в заложники взамен на освобождение Ильхама Гурбанова. Только в этом случае, предупредил Ахмедов Мисирханова, его требования будут выполнены. После смены заложника Мисирханов потребовал от Араза отвезти его к границе.
Об этом инциденте сразу же было доложено президенту Азербайджана. Гейдар Алиев дал соответствующие инструкции, в соответствии с которыми были начаты переговоры между террористом и представителями МНБ. Вели переговоры с преступником замминистра национальной безопасности Тофик Бабаев, командующий погранвойсками Эльчин Гулиев и находящийся в плену у террориста командир Шамкирского погранотряда Араз Ахмедов.
После четырехчасовых переговоров, поняв бесперспективность своего положения, Азер Мисирханов сдался властям. “Эхо” в декабре 2001 года засылало официальный запрос в министерство обороны Грузии с просьбой предоставить нам всю возможную информацию о военных лагерях на территории Ахметинского района Грузии. До сих пор никакого ответа не последовало.
* * *
В наше распоряжение попал обвинительный акт уголовного дела о семерых “добровольцах”. В нем говорится, что осужденный решением Военного суда 3 января 2002 года на 5 лет лишения свободы, получивший юридическое образование в Египте Кянан Шабанов работал переводчиком с арабского языка в культурном центре Чеченской республики в Азербайджане.
Он прошел специальную подготовку в военном лагере чеченцев на территории селений Дуиси и Члебани Ахметинского района Грузии, с августа по ноябрь 2000 года участвовал в боевых действиях в составе чеченских вооруженных формирований в Бабутском, Семашкинском и Аргунском районах Чечни. Вернувшись в Азербайджан, Кянан стал набирать наемников с целью дальнейшего оказания помощи чеченской стороне. Завербованных молодых азербайджанцев Шабанов препровождал в Ахметинский район Грузии, где проходил с ними спецподготовку. Среди завербованных оказались и знакомые Кянана Тариэл Аскеров и Яшар Мамедов. Далее в документе приводятся обвинения в адрес непосредственных участников сегодняшнего процесса.
Так, старший лейтенант Алирза Бабаев приказом Министерства обороны Азербайджана от 30 сентября 1996 года был назначен командиром разведывательного отдела N-ской военной части, однако вскоре покинул пределы части и больше не возвращался на воинскую службу. В начале ноября 2001 года, поддавшись на уговоры Кянана Шабанова, он дал согласие на прохождение подготовки в военном лагере в Дуиси. 18 апреля 2001 года Алирза совместно с Фирдовси Юсифовым и неким Гурбаном отправился из Баку в Грузию.
Вместе с гражданами Азербайджана Фирузом и Эльдаром Бабаевыми (родной и двоюродный братья), Камилем Годжаевым, Мушвигом Гурбановым, Фирдовси Юсифовым, Ровшаном Пашаевым, Ровшаном Бадаловым, Азером Юсифовым, Маликом Хагвердиевым, Самиром Гасановым, Валехом Мурадовым, Эльмином Наджафовым, Джавидом Муфитзаде (погиб в Абхазии. – Ред.), Тофигом Абдулхалиловым, Тариэлом Аскеровым, Мамедом Мамедовым, Яшаром Мамедовым, Эмилем Алиевым Алирза Бабаев прошел специальную подготовку в военном лагере в селении Дуиси, где преподавались навыки обращения с взрывным и огнестрельным оружием, топографическими картами.
В ноябре 2001 года Алирза привлек в Баку в ряды “добровольцев” Азера Мисирханова, Тельмана Гурбанова и других молодых азербайджанцев. В показаниях, которые Алирза Бабаев дал во время следствия, в частности, говорится, что он часто посещал мечеть “Абу Бекр”, где познакомился с чеченцами и согласился участвовать в боевых действиях на территории Чеченской республики, после чего его новые знакомые свели его с Кянаном Шабановым…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год