С.МУСТАФАЕВА
В отличие от других видов предпринимательской деятельности, рекламная не относится к лицензируемым. С одной стороны, это хорошо, – отсутствует естественный барьер на пути развития рекламного рынка. С другой – данный фактор затрудняет контроль за деятельностью рекламных компаний.
Хотя, в принципе, контролировать этот вид бизнеса достаточно сложно. Хотя бы потому, что, пытаясь реализовать свою продукцию или расширить вид услуг, рекламодатели идут на массу ухищрений. Но это уже из области высокого искусства. Прибегать к подобным приемам в Азербайджане пока нет надобности, “поскольку рекламный рынок находится в стадии формирования”, более того, он на сегодняшний день “полностью монополизирован”, что затрудняет естественный процесс его развития.
С подобным заявлением на вчерашней пресс-конференции выступил президент Союза рекламистов Азербайджана (СРА) профессор Гаджиами Атакишиев. По его словам, рекламный бизнес не “любит монополистов, поскольку именно большой и разветвленный рынок и создает большую рекламу”. В Азербайджане все обстоит иначе.
Как отметил Атакишиев, на сегодняшний день бюджет рекламы в стране составляет около 3 млн. долларов, в то время как в 1997 году этот показатель достигал 12 млн. долларов. Если сравнивать эти показатели с общемировыми, то картина выглядит так: мировой бюджет рекламы составляет 1 трл. 57 млн. долларов в год. В России в свою очередь эти показатели достигают 2 млрд. 200 млн. долларов, а в Эстонии – 57 млн. Из этого следует, что четко отлаженный рекламный бизнес – основная статья дохода, которая ежегодно может пополнять госбюджет.
По словам президента СРА, наибольший доход можно получить от рекламы на телевидении. В Азербайджане на долю таковой приходится 80%, что, конечно же, – не лучшее достижение. Почему это происходит? По мнению профессора, основная причина подобного неблагополучия таится в том, что крупные иностранные компании, например по производству прохладительных напитков, не считают нужным выделять для Азербайджана специальный рекламный бюджет, так как, согласно исследованиям, большая часть здешних потребителей смотрит российские и турецкие каналы и, следовательно, видит рекламу этой продукции там. Для выхода из этой ситуации Г.Атакишиев предлагает запретить в Азербайджане трансляцию не самих российских и турецких каналов, а их рекламного времени.
Кроме того, по мнению профессора, госказна “теряет” и от фактического отсутствия уличной рекламы, и рекламы на транспортных средствах, а Министерство связи в свою очередь не контролирует прибыль от рекламы на почтовых отправках. Периодически испытывают недостаток в рекламе и азербайджанские СМИ. Между тем на пресс-конференции речь шла не только о проблемах рекламного бизнеса в Азербайджане. Как выяснилось, по инициативе СРА в целях формирования межрегиональных маркетинговых и рекламных коммуникаций в глобальных направлениях Север – Юг и Шелковый путь создается Содружество рекламистов евроазиатских стран.
Это будет некоммерческое региональное партнерство рекламистов соучредителями которой станут СРА, союз наружных рекламистов, России, общество рекламистов Турции и одна из турецких финансовых групп.
Как сообщил Г.Атакишиев, начальным этапом этой работы является учреждение российскими и азербайджанскими партнерами рекламной фирмы “Минтат-16”, головной офис которой будет находиться в Москве. Фирма будет заниматься исследованиями рекламного и маркетингового рынка в 16 евразийских странах. В настоящий момент учредительские документы организации находятся на рассмотрении минюста России. “Минтат-16” планирует также оказать поддержку Афганистану в организации рекламного бизнеса.
По словам Атакишиева, доходы Азербайджана от рекламного бизнеса только по Шелковому пути могут составить 20 млн. долларов в год. Преимущества же транспортного маршрута “Север – Юг” позволят получать большую прибыль от эффективного использования рекламных и маркетинговых коммуникаций всем странам-участницам, которые охватывают наибольшую территорию Евразийского материка. В настоящее время на рынки стран, через которые пролегают эти транспортные коридоры, стремятся попасть около 350 европейских компаний.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год