Новые сроки в правозащитном лагере

Р.ОРУДЖЕВ

Как мы уже сообщали, в среду в Посольстве Италии в Баку состоялась встреча послов Италии, Hидерландов и Турции – Маргериты Коста, Ринни Бус и Ахмеда Унал Чевикоза с группой азербайджанских правозащитников. Как сообщили “Туран” в пресс-службе Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи (АHК ХГА), основной темой беседы была ситуация вокруг политзаключенных в Азербайджане. Зарубежные дипломаты рекомендовали правозащитникам совместными усилиями составить новый, уточненный список политзаключенных.

Азербайджанскую сторону на встрече представляли Арзу Абдуллаева, Чингиз Ганизаде, Саида Годжаманлы, Гаджимурад и Рена Сададдиновы, Саадат Бананъярлы, Лейла Юнус и Эльдар Зейналов. Hапомним, Италия, Hидерланды и Турция входят в группу СЕ по мониторингу проблемы политзаключенных в Азербайджане.

Между тем глава Правозащитного центра (входящего в Федерацию правозащитных организаций) Эльдар Зейналов в комментарии для “Эхо” опроверг информацию о том, что якобы послы трех государств (членов группы СЕ по мониторингу проблемы политзаключенных в Азербайджане) выступили на встрече с предложением к правозащитникам создать новый список политзаключенных в стране. “Эта инициатива была озвучена некоторыми неправительственными организациями, входящими в т.н. мониторинговую группу НПО (МГ).

Но ввиду того, что 2 апреля в “525-й газете” участники этой организации обвинили Федерацию правозащитников в том, что она берет взятки за включение людей в свои списки политзаключенных, мы сочли необходимым отказаться от сотрудничества с ними. Когда мы (ПЦА и Институт мира и демократии) прочли эти обвинения в свой адрес со стороны А.Абдуллаевой, С.Годжаманлы и Ч.Ганиева, а через несколько часов те же люди предложили нам составить объединенный список, мы отказались.

Такие же нелицеприятные обвинения в свой адрес я обнаружил в некоторых газетах вышедших еще ранее. То есть, нас обвиняют в продажности. Эта МГ была создана в ответ на появление нашей организации, потому что до сих пор ее участники не предпринимали ни одного шага по собственному мониторингу ситуации с правами человека, и все известные до сих пор проявления этого рода касаются деятельности нашей федерации. Если они объединились для того, чтобы мешать нам работать – у них ничего не получится. Послам, конечно же, хотелось бы видеть нас едиными, но это же не только от их желания зависит.

А ситуация обстоит таким образом, что МГ – это те организации, которые еще в январе нынешнего года писали заявления в СЕ с требованиями не давить на азербайджанское правительство, а годом раньше противились внесению проблемы политзаключенных в повестку обязательств Азербайджана”. По словам Э.Зейналова, несмотря ни на что федерация занимается созданием новых списков политзеков. “Они будут готовы через несколько дней. Отмечу, когда в начале 2000 года. СЕ пытался составить списки политзеков, ни одна из тех организаций, которые сегодня нападают на нас, не составила такого полного перечня, как мы. И именно список ПЦА был принят к рассмотрению СЕ, потому что он включал в себя более мелкие списки. Я думаю, сейчас, когда европейскому сообществу будет представлен список 5 организаций, входящих в федерацию, к нему отнесутся еще более серьезно, чем к предыдущему”.

Член МГ, руководитель АНК ХГА А.Абдуллаева говорит тем не менее, что предложение о составлении нового списка политзеков поступило именно от послов, то есть, опровергает информацию Э.Зейналова. “Это действительно было их предложение, но в связи с тем, что встреча была конфиденциальной, нас попросили, чтобы мы о ней не распространялись. Нам сказали, что вскоре состоится еще одна встреча. Мне кажется, это будет цикл консультаций. Конечно, послам хочется, чтобы существовал единый список политзеков, так будет легче работать”. Ясно одно: в рядах отечественных правозащитников нет согласия и стремления работать сообща. Даже в таком деле, как борьба за права человека, имеют место взаимные обвинения, клевета и нежелание идти на компромисс.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: