Р.ОРУДЖЕВ
На сегодняшний день одним из самых заметных событий на внутриполитической арене Азербайджана остаются изменения, постигшие на прошлой неделе левоцентристскую коалицию – Объединение проазербайджанских сил. Сегодня в этом блоке уже не 4 партии как прежде – ОПС покинула республиканская партия “Намус” во главе с Тогрулом Ибрагимли. Отметим, что до сих пор левый центр можно было считать самым устойчивым и стабильным из всех оппозиционных объединений страны, действовавшим без изменений на протяжении последних 2 лет.
Сразу после выхода “Намус” из ОПС прессе было заявлено, что основной причиной этого явилось некорректное поведение лидера партии. Вместе с тем часть сторонних наблюдателей считает, что поводом для отстранения послужило совсем другое. За основу здесь берется отношение руководителей блока к сотрудничеству с экс-президентом А.Муталибовым и его Партией гражданского единства (ПГЕ). Известно, что 27 марта один из функционеров “Намус” Сахиб Халилов, комментируя “Турану” итоги визита делегации блока в Москву, заявил, что А.Муталибов дал им понять предпочтительность сотрудничества с Движением объединенной оппозиции (“Мусават” и др.), нежели с ОПС. Соответственно, это заявление вроде бы и не понравилось руководству СДПА, Исламской партии и “Вахдат” и привело к исключению “Намус” из блока.
По словам председателя “Вахдат” Таира Керимли, разговор с Муталибовым о сотрудничестве с ОПС действительно происходил. “Мы выразили заинтересованность, но Аяз муаллим сказал, что подумает. Точного ответа он нам не дал. Честно говоря, мы ожидаем, что он все-таки проявит инициативу о вхождении ПГЕ в ОПС. Кроме того, мы предложили ему и другой вариант – прямого сотрудничества с партией “Вахдат”. В общем, дело за ним, мы ждем ответа. У нас много общего с ПГЕ, у нас практически один и тот же электорат. Но и другие партии нашего блока также желают, чтобы ПГЕ вошла в ОПС”.
По поводу причин отстранения Т.Ибрагимли, председатель “Вахдат” отметил: “Честно говоря, мне очень трудно ответить на этот вопрос. Но я считаю, что председатель “Намус” стал жертвой интриганов. Не знаю даже как получше выразиться, но, честно говоря, причиной ухода Т.Ибрагимли из ОПС стали постоянные споры между ним и лидером еще одной из наших партий – и по “муталибовскому”, и по другим вопросам. Я не хотел, чтобы “Намус” выходила из блока, но так получилось.. Мне не хочется, чтобы меня об этом расспрашивали”.
Со своей стороны сопредседатель СДПА Араз Ализаде ничего против участия экс-президента в ОПС не имеет, “тем более, что Муталибов говорил, что по своей идейной основе он – социал-демократ. Выбор за ним”. В качестве причин “увольнения” Т.Ибрагимли сопредседатель СДПА рассказал, что “с июля прошлого года по 27 марта ему трижды было сделано предупреждение о его неэтичном поведении. Трижды он извинялся, в четвертый раз нам это надоело, и мы приняли свое решение. Такие случаи происходили во время закрытых заседаний совета председателей ОПС”. Ализаде не признал достойной обсуждения версию о расхождениях во взглядах из-за отношения к А.Муталибову.
“Получается, если завтра у меня появятся какие-то предпочтения, то внутри ОПС будет раскол, или меня кто-то исключит? Нет, дело не в этом. Я еще раз говорю, в своих действиях любая партия свободна. Кроме того, кого предпочитает Муталибов – судить не С.Халилову, поскольку он при разговоре не присутствовал”.
Другой сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде своего отношения к внутриблоковым процессам выражать почему-то не захотел: “По этим вопросам обращайтесь к Араз бею. Я в ОПС не задействован. Моя сфера – это теория, программа, идеология, статьи и просвещение”.
Первый зампредседателя ИПА кербалаи Ровшан Ахмедов сослался на то, что в распространенном решении общего собрания ОПС указаны все причины отстранения Т.Ибрагимли и “Намус”. Кроме того, он уверен в том, что во время “частной встречи представителей “Вахдат” с А.Муталибовым разговор шел о сотрудничестве только между этой партией и ПГЕ. Про ОПС там ничего не говорилось”.
“Прежде, – говорит Р.Ахмедов, – партия “Намус” занималась антимуталибовской пропагандой внутри ОПС. И если бы Муталибов в действительности заявил о своем предпочтении Движению объединенной оппозиции, при том, что Т.Ибрагимли сегодня заявляет о своем намерении присоединиться к ДОО и участвовать в ее митингах, то по логике получалось бы, что именно “Намус” выполняет желания и указания Муталибова. Но это не так.
Между тем мы никогда не обсуждали внутри ОПС возможности объявления А.Муталибова единым кандидатом в президенты от нашего блока. Но факт, что при любых контактах ОПС с партией Муталибова, “Намус” выступала с агитацией против этого. Кроме того, раньше Т.Ибрагимли неизменно называл все партии, входящие в ДОО, – фальшивыми, и говорил, что упаси Бог его оказаться когда-нибудь рядом с ними. А сегодня он уже стремится к ним. Как это может характеризовать его?”.
Сам Т.Ибрагимли не считает, что “Намус” из ОПС удалили. “Нашу партию никто не имел права отстранить от блока. Согласно пункту 1.3 устава ОПС, выход из него доброволен. На самом деле на последнем заседании ОПС я зачитал свое устное заявление и сам добровольно покинул блок. Причина самая что ни на есть главная, в том, что последние 3-4 месяца мы не можем объединить свои политические позиции по всем обсуждаемым вопросам. То, о чем говорили представители ОПС на встрече с А.Муталибовым, Т.Ибрагимли называет “их проблемами – меня это очень мало волнует”.
По поводу своего сотрудничества с ДОО Ибрагимли заявил: “12 января на митинге ОПС я лично от имени своей партии сделал обращение ко всем здоровым силам оппозиции о едином лозунге об отставке. Сегодняшняя ситуация диктует, что я не только должен подключиться к ДОО, но и должен идти во главе. После моего заявления родилась идея митинга 23 марта. Да, я поддерживаю митинг 23 марта, я поддерживаю лозунг “Отставка!”, я буду идти во главе митинга 27 апреля на площади Азадлыг. Морально я считаю себя уже в ДОО”. При этом во вчерашнем заявлении “Намус” говорится, что партия остается на позициях “проазербайджанства”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год