М.БАГИРОВ, Н.АЛИЕВ
В начале прошлой недели в Бухаресте проходил саммит НАТО, на котором присутствовали официальные представители 10 стран-претендентов на вступление в этот военно-политический альянс – Албании, Болгарии, Латвии, Литви, Македонии, Румынии, Словакии, Словении, Эстонии, Хорватии. Стороны договорились встретиться вновь в ноябре в Праге, где и состоится прием в НАТО лучших из “десятки”.
На встрече присутствовал и первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж, который, как сообщили зарубежные средства массовой информации, призвал к “массированному” приему в НАТО новых членов.
Об этом сообщает и влиятельная итальянская газета La Stampa, которая утверждает, что планы по расширению НАТО на Восток “во многом превосходят осторожные прогнозы, делавшиеся летом прошлого года. События 11 сентября резко изменили сложившуюся ситуацию. Сопротивление российской стороны утратило значение”.
После принятия в свой состав трех балтийских государств – Эстонии, Латвии и Литвы – НАТО “впервые обеими ногами вступит на территорию бывшего Советского Союза. И это будет не просто формальный шаг. Речь идет о чем-то более существенном, чем простое завоевание территорий”.
В качестве примера газета приводит опыт сотрудничества НАТО с Румынией и Болгарией. Как пишет La Stampa, на территории Болгарии уже размещена американская военная база, предназначенная для приема самолетов-заправщиков, обеспечивающих топливом американскую авиацию, действующую в Афганистане. “Болгария будет за это премирована, вместе с Румынией, воздушное пространство которой ежедневно пересекает до двадцати американских самолетов, совершающих полеты в Афганистан и обратно.
“Этот шаг, – утверждает издание, – очевидно, является прелюдией к превращению Черного моря в военную платформу для расширения “войны против международного терроризма”.
Стратеги из Пентагона, утверждает издание, занимаются созданием восточно-европейской, а также черноморской альтернативы на случай, если их давние исламские союзники в этом регионе (Саудовская Аравия, Турция, Оман и т.д.) проявят коварство или окажутся неготовыми к тому, чтобы противостоять широкомасштабному кризису, который может стать следствием удара по Багдаду.
Именно с этой точки зрения La Stampa рассматривает “беспрецедентное присутствие американских советников и войск в Грузии, четвертой бывшей советской республики, вырвавшейся из-под российского влияния в течение одного года, вслед за Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном”.
Примечательно, что в составе своеобразной “стратегической оси”, создаваемой, по утверждению La Stampa, Пентагоном, значится и Азербайджан. И в этом нет ничего удивительного, поскольку “влияние над Азербайджаном было утрачено Россией еще несколько лет назад”. При этом итальянское издание в своей статье не упомянуло про Армению. А значит эта страна вряд ли занимает серьезное место в планах НАТО.
В свете публикации La Stampa особую интерпретацию может обрести решение США об отмене запрета на поставки оружия Азербайджану и Армении.
Комментируя агентству “Туран” решение Вашингтона, бывший госсоветник Азербайджана по внешней политике Вафа Гулузаде сказал, что “приветствует” этот шаг. По его мнению, США придут в страны Южного Кавказа “быстро”, и отмена эмбарго на поставку вооружения – лишь одно звено в этой цепи.
Многие эксперты полагают, что Ереван не пойдет на разрыв военно-стратегических связей с Россией, следовательно, отмена эмбарго коснется только Азербайджана. В этом случае Баку окажется в более выгодном положении, нежели Ереван, который к тому же не имеет финансовых средств для закупок вооружений…
Стоит отметить, что для реализации своих планов НАТО может и не потребоваться принимать в свои ряды Азербайджан и другие новые независимые государства. По словам бывшего главы МИД Тофика Зульфугарова, для развития военного сотрудничества с НАТО вовсе не обязательно вступать в ряды этой организации. В качестве примера приводит сотрудничество альянса с Кыргызстаном, или наличие военных базы НАТО в Японии и других странах, не являющихся членами альянса. “Без всякого членства, но результат тот же”, – отметил Т.Зульфугаров.
Что касается возможности размещения воинского контингента НАТО в Азербайджане или где-либо еще, то она, как считает экс-министр, может быть обусловлена внешними факторами. “В случае с Кыргызстаном – это была необходимость проведения антитеррористической операции”. При этом Т.Зульфугаров отмечает, что во всем, что имеет отношение к антитеррористической операции, необходимость активной роли НАТО налицо. Что касается форм военного сотрудничества, то они могут быть самыми разными.
Так, в отношении Грузии, отметил Т.Зульфугаров, для стабилизации ситуации в Панкисском ущелье была применена практика ограниченного военного сотрудничества в виде отправки военных экспертов.
Политолог Расим Мусабеков указывает на то, что уже сегодня вооруженные силы Азербайджана формируются под влиянием военной помощи Турции – “влиятельного члена НАТО”.
По мнению эксперта, важное значение Азербайджана для НАТО определяется тем фактом, что сегодня альтернативным источником энергоресурсов для Европы, который смягчает монополию арабских стран, является Каспийский бассейн. При этом политолог особо подчеркивает, что сотрудничество с целью обеспечения стабильности, беспрерывной доставки энергоресурсов, использования территории Азербайджана для коммуникаций может быть успешно реализовано без принятия нашей страны в НАТО.
По мнению депутата Милли меджлиса, зампреда ПНФА по международным вопросам Асима Моллазаде, после событий 11 сентября в США регион Южного Кавказа, и в особенности Азербайджан и Грузия, “приобрел достаточно большое значение в мире”. “Эти две страны, которые желают интегрироваться в евроатлантическое пространство, в значительной степени могут играть роль важного моста по интеграции и сближению Запада и Востока”.
По словам А.Моллазаде, большое количество международных проектов, которые должны охватывать Азербайджан и Грузию, требуют создания как региональной системы безопасности, так и интеграции региона в уже установившуюся в мире систему безопасности, защищающую ценности свободного рынка и демократии. “Роль этого защитника во второй половине ХХ века всегда играл союз НАТО”, – подчеркнул парламентарий.
По мнению А.Моллазаде, процессы, происходящие сегодня в НАТО, благоприятны для Азербайджана и Грузии, прежде всего в вопросах их “активного, более расширенного участия” в программе “Партнерство во имя мира”. “НАТО, – считает депутат, – будет пристально следить за тем, как идут процессы в регионе Южного Кавказа, и главным образом как осуществляется безопасность крупных международных проектов”.
Не исключает А.Моллазаде и возможности военного присутствия НАТО в Азербайджане в случае расширения масштабов антитеррористической операции. “Государства Центральной Азии, – отметил депутат, – активно сотрудничают с США и их союзниками в рамках антитеррористической коалиции. Я думаю, что Азербайджан и Грузия также являются достаточно стабильными партнерами США и имеют достаточный потенциал, чтобы быть надежными союзниками США в регионе Южного Кавказа”.
По словам пресс-секретаря МИД Метина Мирзы, сотрудничество Азербайджана с НАТО осуществляется пока в рамках программы “Партнерство во имя мира”. “Говорить о чем-то другом пока рано, – отметил М.Мирза. – Но Азербайджан доволен текущим уровнем сотрудничества. Этого пока вполне хватает”. По словам М.Мирзы, азербайджанская сторона выполняет все задачи и обязательства, вытекающие из этой программы НАТО. Вместе с тем пресс-секретарь отмечает, что если в будущем возникнет необходимость участия в других программах, “Азербайджан наверняка примет в них участие”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год