Н.АЛИЕВ, Р.НАСИРОВ
Правительство Литвы утвердило список из 17 стран с нерыночной экономикой, к которым будет применяться специальный режим во внешней торговле. По информации агентства “Росбалт”, в соответствии с регламентом Совета Европы правительство Литвы внесло в этот список Албанию, Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Северную Корею, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Украину, Узбекистан и Вьетнам.
Теперь цена на импортируемую из этих стран в Литву продукцию будет устанавливаться в соответствии с ценой на аналогичную продукцию, произведенную в странах с рыночной экономикой. Применительно к Азербайджану это требование выглядит следующим образом: любой товар, произведенный у нас и экспортированный в Литву, не должен стоить дороже, чем аналогичная продукция любой другой развитой европейской страны.
Понятно, что при таком ценовом сравнении азербайджанские товары будут выглядеть неконкурентоспособными, поскольку в условиях развивающейся экономики местные предприниматели затрачивают гораздо больше средств на производство какого-либо товара, чем в странах, которые с легкой руки правительства Литвы были отнесены к рыночным.
Что касается европейских государств, то литовцы и здесь не отличились либеральностью. Согласно решению Вильнюса, теперь стоимость товара, экспортируемого из стран с рыночной экономикой, устанавливается по цене товара на внутреннем рынке экспортера. Понятно, что литовцы не собираются диктовать цены на тот или иной импорт. Есть гораздо более простые пути воздействия на ценовую политику импортеров – таможенные пошлины. В случае надобности Литва может установить высокие пошлины на некоторые виды товаров из стран с “рыночной экономикой”.
Позиция литовских властей нисколько не удивляет. Ведь еще в 1991 году она вместе с другими странами Прибалтики отказалась войти в состав СНГ и взяла курс интеграции в Евросоюз. Обладая сравнительно скудными природными ресурсами и слабым промышленным потенциалом, Литва, боясь превратиться в рынок сбыта для соседей по Союзу, постаралась максимально отгородиться от стран СНГ. А в те годы последние были слабо связаны с мировым рынком и в основном обменивались продукцией между собой. В этих поставках особое место занимала продукция отраслевой специализации.
Одновременно с этим крепли торговые взаимоотношения со странами Европы. Например, по данным за прошлый год, как отмечают немецкие аналитики, особо успешное сотрудничество в сфере торговли у Германии наблюдалось именно с прибалтийскими странами.
Отметим также, что в МИД Азербайджана не стали комментировать эту информацию, обосновав отказ тем, что не знакомы с документом. Было лишь сказано, что объявлять Азербайджан нерыночной страной кем бы то ни было – неправильно.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год