М.ЭНВЕРОГЛУ
Группа чеченских беженцев провела вчера пикет перед бакинским офисом управления Верховного комиссариата по делам беженцев ООН (УВКБ ООН).
“Мы требуем встречи с Дидье Леем (глава бакинского представительства УВКБ ООН. – М.Э.), признания нас полноценными беженцами, выдачи пособий, предоставления медицинской помощи и отправки тех беженцев, кого они не в состоянии обеспечить, в “третьи страны”, – заявил “Эхо” председатель комитета защиты прав граждан Чеченской республики, член чеченского правозащитного центра Ахсан Абдулгамидов.
По словам Яхи Гудаевой, жительницы поселка Калинино Грозненского района Чечни, прибывшей в Баку двумя днями ранее, международное сообщество не должно закрывать глаза на беззакония, которые чинят российские власти в Чечне. “В 2000 году под бомбежками у меня погибла дочь. Месяц назад в Грозном мою вторую дочь Зарему Гудаеву с зятем Асланом Гантамировым в четыре часа утра увезли в неизвестном направлении. Ни в одних структурах Чечни, куда бы я ни обращалась, мне никто не смог объяснить, куда их дели. 90% матерей в Чечне не могут найти своих детей”. По мнению А.Абдулгамидова, в отношении чеченских беженцев должны быть применены международные нормы и им должен быть предоставлен статус беженцев. А УВКБ ООН, по его словам, ограничивается выдачей справок, удостоверяющих личность чеченцев, для предъявления в госструктуры Азербайджана.
Этот документ, по утверждению правозащитника, получили около 400 чеченцев из 8 тысяч, находящихся в Азербайджане. Однако справки, по словам А.Абдулгамидова, не дают прав на получение пособий по линии УВКБ ООН. “На наши требования отправить беженцев, которых они не могут содержать, в “третьи страны”, – сказал правозащитник, – в УВКБ ООН отвечают, что это невозможно, поскольку все государства отказываются принимать беженцев. Однако это заявление нам никто не смог подтвердить ни в одном посольстве в Баку”. Сотрудники офиса УВКБ ООН, отметил А.Абдулгамидов, заявляют о том, что Дидье Лей “не имеет свободного времени, чтобы принять нас”. “Сегодня же мы узнали, что офис закрывается из-за некорректного поведения беженцев.
Мы поговорили с швейцаром, который сказал, что это решение не связано с какой-то отдельной группой беженцев, а с беженцами вообще – чеченцами, афганцами и другими”. Действительно, как наша газета уже сообщала, бакинское представительство УВКБ ООН распространило заявление о временном приостановлении с 28 марта деятельности своего офиса. На двери бакинского офиса на трех языках – английском, русском и арабском – вывешено объявление следующего содержания: “УВКБ ООН уведомляет о том, что офис будет закрыт на некоторое время из-за некорректного поведения некоторых беженцев (! – Ред.).
УВКБ ООН сожалеет, что приостанавливает свою деятельность для остальных нуждающихся в помощи. Однако УВКБ ООН будет продолжать оказывать помощь наиболее нуждающимся. В данное время мы разрабатываем новые механизмы нормальной работы офиса”. В беседе с нашим корреспондентом пресс-секретарь УВКБ ООН Вугар Абдусалимов не стал уточнять, какая именно группа лиц из числа беженцев своими “некорректными действиями” остановила работу бакинского офиса.
В.Абдусалимов ограничился формулировкой “некорректное поведение некоторых людей перед офисом”. По его словам, это создавало нездоровую атмосферу, более того, В.Абдусалимов охарактеризовал обстановку как “прессинг”.
Поэтому было принято решение пересмотреть механизм работы с беженцами. При этом В.Абдусалимов особо подчеркивает, что закрытие офиса УВКБ ООН – временная мера, которая затрагивает интересы только беженцев – чеченцев, афганцев, пакистанцев и др. “Это не касается вынужденных переселенцев, с которыми мы продолжим свою работу”, – сказал пресс-секретарь УВКБ ООН. Комментируя претензии, озвученные чеченцами в ходе акции протеста, В.Абдусалимов отметил, что “каждый из них по-своему прав”.
“Все эти люди имеют право прийти к нам и пройти регистрацию. На каждого человека или на группу лиц, связанных родственными узами, открывается дело. Затем каждый человек проходит интервью в нашем офисе. В ходе него выясняется – подпадает ли этот человек под мандат УВКБ ООН и может ли ему быть предоставлен статус беженца. При этом мы руководствуемся Женевской конвенцией о международном статусе беженца от 1951 года”. По словам В.Абдусалимова, все эти процедуры занимают время, это может даже выглядеть проволочкой, однако таков механизм.
Пресс-секретарь бакинского офиса УВКБ ООН отметил, что помощь беженцам назначается на срок от 3 до 6 месяцев в размере от 80 до 120 долларов США. При этом Абдусалимов говорит о том, что по причине финансовых затруднений есть ограничения. “Поэтому мы стараемся выявить наиболее уязвимых – женщины-одиночки, дети-сироты и др. – и предоставлять помощь им”, – говорит В.Абдусалимов. Именно поэтому, по его словам, оказывая помощь беженцам, УВКБ ООН вынуждено исходить из принципа избирательности…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год