И.РЗАЕВ
Вчера Милли меджлис приступил к обсуждениям проекта заявления “О геноциде азербайджанцев в городе Ходжалы”. Напомним, что для подготовки документа была создана рабочая группа во главе с вице-спикером Зияфетом Аскеровым. Долгие дебаты в стенах парламента подчеркнули вчера историческую значимость проекта и готовность большинства депутатов добиться наказания истинных виновников геноцида…
Документ на суд коллег представлял экс-глава исполнительной власти города Ходжалы Эльман Мамедов. В результате массовой резни, учиненной армянскими вооруженными формированиями при содействии 366-го мотострелкового полка СССР, было убито 613 азербайджанцев, в том числе 83 ребенка, 106 женщин, 70 стариков. 487 азербайджанцев получили ранения и 1275 были взяты в заложники. Сумевшие скрыться из города азербайджанцы были зверски убиты поджидавшими их в засадах армянами на дорогах, ведущих в Агдам. Эти зверства еще раз доказывают, что людей убивали из-за принадлежности к азербайджанской национальности, сказал докладчик.
В результате агрессии армянских вооруженных формирований Азербайджану также был нанесен материальный ущерб в размере 4 млрд. 200 млн. рублей (по состоянию на 1992 год). Были разрушены одна текстильная и две швейные фабрики, несколько школ и другие здания. Кроме этого, имуществу населения Ходжалы был нанесен ущерб на 300 млн. рублей (по состоянию на 1992 год).
В документе описывается многовековая захватническая по отношению к Азербайджану политика Армении. Даже во времена существования СССР Армения, опираясь на советские власти в Москве, не раз выступала с территориальными претензиями. Но в 70-х годах тогдашнее руководство Азербайджана предотвратило появление подобных претензий, отмечается в заявлении. В документе говорится, что в 1987 году после ухода Гейдара Алиева из ЦК КПСС армяне опять возобновили свои претензии к Азербайджану.
В геноциде против азербайджанского народа не последняя роль отводится экс-президенту СССР Михаилу Горбачеву, санкционировавшему неприкрытую агрессию Армении против Азербайджана. Отмечены “предательства Абдурахмана Везирова и Аяза Муталибова”, вина экс-министра обороны Шахина Мусаева, “одного из лидеров Народного фронта Фахмина Гаджиева”, не использовавшего возможность предотвращения резни экс-министра обороны Рагима Газиева, “не справлявшегося со своими полномочиями тогдашнего военкома и министра обороны Таджеддина Мехтиева”, не сумевшего что-либо предпринять Тамерлана Гараева, экс-главы МВД Тофика Керимова, экс-замглавы МВД Шахина Джахангирова и др. бывших должностных лиц Азербайджана.
Из непосредственных виновников геноцида и представителей армянских вооруженных формирований, устроивших резню азербайджанцев, в проект не попал никто. Именно на это указали в ходе обсуждений депутаты как от партии “Ени Азербайджан”, так и от оппозиции и независимых депутатов.
Депутат от ПЕА Джалал Алиев предложил направить обращение в Международный суд и привлечь к ответственности инициаторов геноцида. Зампред комиссии ММ по международным вопросам и межпарламентским связям Гюльтекин Гаджиева прямо указала на то, что документ должен быть направлен на признание факта геноцида азербайджанцев международной общественностью. “Но в документе не указаны армяне – непосредственные виновники геноцида”, – отметила Гаджиева.
Депутат Игбал Агазаде отметил, что в заявлении о геноциде азербайджанцев должны быть приведены имена прежде всего нынешнего президента Армении Роберта Кочаряна, лидеров армянских сепаратистов Карабаха Аркадия Гукасяна и Сейрана Аганяна. Последний командовал в то время вторым батальоном 366-го мотострелкового полка. И.Агазаде отметил, что проект т.н. “геноцида” армян в Оттоманской империи представлен французскому парламенту на двух страницах.
“А документ по геноциду азербайджанцев в Ходжалы – на 18 машинописных страницах”. Депутат выразил свой протест по поводу обвинений. “При чем здесь Тамерлан Гараев?” – вопрошал И.Агазаде. Судебного процесса по ходжалинской трагедии не было. “Если нет судебного решения, то насколько верно обвинять граждан Азербайджана в содействии геноциду против азербайджанцев?”. Кроме того, то, что Т.Гараев “ничего не смог сделать для предотвращения геноцида – еще не преступление”, – отметил И.Агазаде.
Однако первый вице-спикер Ариф Рагимзаде заявил, что ММ уже распространил 26 февраля обращение в связи с событиями 26 февраля 1992 года. “Теперь мы просто определяем виновных”, – сказал А.Рагимзаде.
После А.Рагимзаде слово взял депутат от Партии гражданской солидарности (ПГС) Фазаиль Ибрагимли. Он оценил документ как “реферат на тему: “Общественно-политическая ситуация в Азербайджане в 1992 году”. Проект нуждается в сильном редактировании, считает депутат.
Выступавший задолго до него председатель ПГС Сабир Рустамханлы отметил, что до принятия этого документа парламент должен принять решение и в отношении Курдской рабочей партии (ПКК). Дело в том, сообщил депутат, недавно в Баку появились календари с фотографией лидера этой террористической организации. Человек, распространяющий эти календари, был найден и арестован. Но вскоре он был выпущен на свободу. Оказалось, что в нашем законодательстве деятельность подобных организаций никак не квалифицируется. Поэтому, сказал С.Рустамханлы, ММ должен определить свое отношение к деятельности этой террористической организации, виновной в смерти тысяч турков.
Помимо этого ораторы отмечали и слабость международно-правовой аргументации документа…
После перерыва слово взял замисполнительного секретаря ПЕА Мубариз Гурбанлы. Оратор отметил, что день ходжалинского геноцида не вошел еще в сознание азербайджанцев “как день трагедии”. М.Гурбанлы предложил отмечать 26 февраля как день геноцида азербайджанцев в городе Ходжалы.
Однако драматизм обсуждений достиг своего пика после выступления главы рабочей группы З.Аскерова. Вице-спикер пообещал, что рабочая группа рассмотрит озвученные предложения. Заявление о геноциде в Ходжалы, сказал З.Аскеров, “мы готовим для себя, для азербайджанского народа”.
После речи З.Аскерова первый вице-спикер заявил, что выступили уже 20 депутатов и пришло время проголосовать. Однако с места поднялся депутат от ПНФА “реформаторов” Гуламгусейн Алибейли и потребовал слова. А.Рагимзаде эту просьбу проигнорировал. Депутаты от оппозиции стали говорить без микрофона. Председатель Демблока Али Керимли заявил с места, что “документ позорит страну”, Г.Алибейли призывал коллег “не голосовать”: “Братья, это позор, клянусь Аллахом, позор!”
Однако А.Рагимзаде настоял на голосовании. Пошел двадцатисекундный отсчет. И выяснилось, что нет кворума для принятия решений: ко второй половине дня в зале осталось очень мало депутатов и не голосовали оппозиционеры. Проголосовали 74 депутата. Для кворума требуются 83 голоса. А.Рагимзаде подождал, пока в зал подтянулись отлучившиеся на время депутаты, и сказал, чтобы депутаты проголосовали. Голосов для кворума опять не хватило. И А.Рагимзаде распорядился продолжить дебаты.
Депутат от ПЕА Шахлар Аскеров также указал на то, что цели документа и приведенные в ней обвинения неясны. После нескольких последующих выступлений А.Рагимзаде снизил регламент выступлений с пяти до двух минут: очень много было желающих выступить.
Мнения разделились. Если депутаты от ПЕА предлагали проголосовать за проект “с учетом всех высказанных предложений”, то, к примеру, А.Керимли заявил, что “проект невозможно исправить, так как он неверен концептуально”. Принятие проекта, в котором упомянуты более 10 имен азербайджанцев и ни одного армянского, – удар по национальным интересам Азербайджана, сказал лидер ПНФА “реформаторов”. Из 13 пунктов проекта 8 посвящены азербайджанцам. Депутат от ПЕА С.Новрузов парировал тем, что “преступник национальности не имеет”.
Депутат Г.Алибейли заявил: “из проекта следует, что в геноциде виноваты сами азербайджанцы”. По мнению оппозиционеров, документ преследует цель прежде всего наказания политических противников. Как сказал один из народных избранников, “мы голосуем не за резолюцию ПЕА”.
Обсуждения плавно перешли за отведенное депутатам рабочее время. С мест стали раздаваться призывы “перенести обсуждения” или “поставить на голосование”. А.Рагимзаде заявил, что пора проголосовать. Однако прежде предложил депутатам пройти регистрацию. Дальнейший ход событий вновь продемонстрировал, что законодатели не намерены торопиться при подготовке документа подобной значимости.
В знак протеста зал покинул глава Демблока А.Керимли. За ним, демонстративно попрощавшись с президиумом, вышел и Г.Алибейли. Со своих мест, так и не пройдя регистрацию, поднялись другие оппозиционеры и стали наблюдать за ходом событий, столпившись у выхода из зала. Вновь пошел дватцатисекундный отсчет… И выяснилось, что число депутатов до кворума для голосования не дотягивает.
“Кто не проголосовал?” – спросил А.Рагимзаде. Несколько депутатов подняли руки вверх.
“Еще раз пройдите регистрацию”, – сказал первый вице-спикер. Депутаты последовали его указанию. Однако до кворума итоги регистрации вновь не дотянули. Как заявил председатель ПГЕ И.Агазаде, “в зале было достаточно депутатов для голосования”.
Обсуждения проекта продолжатся на очередном заседании ММ.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год