Вокруг саммита прикаспийских государств сомнения

Р.ОРУДЖЕВ

По сообщению интернет-издания Turkmenistan, которое ссылается на источники в правительстве, в ходе состоявшегося в конце минувшей недели телефонного разговора между президентами России и Туркменистана Владимир Путин принял приглашение Сапармурата Ниязова участвовать в саммите прикаспийских государств.

По данным источников интернет-газеты, каспийский саммит предположительно пройдет в Ашгабате в двадцатых числах апреля текущего года. Напомним, ранее свое согласие прибыть в туркменскую столицу для участия в саммите подтвердил в телефонном разговоре с Сапармуратом Ниязовым и президент Ирана Мохаммад Хатами.

Однако министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев сообщил агентству “Тренд”, что “между прикаспийскими странами отсутствует согласие по поводу организации 23-24 апреля в Ашгабате саммита глав государств”.

По его словам, предложение провести 23-24 апреля саммит представлено сторонам (Азербайджан, Россия, Иран, Туркменистан, Казахстан), но “по этому вопросу нет единого мнения”. В.Гулиев сообщил, что предварительно в Ашгабате в начале апреля пройдет очередная встреча на уровне замминистров иностранных дел каспийского региона. “Главы государств могут встретиться, когда замминистры согласуют все пункты коммюнике. К сожалению, до сих пор этого не удалось достичь в полной мере из-за наличия определенных различий во мнениях. Но процесс продолжается”, – подчеркнул В.Гулиев.

По данным на 25 марта, свою готовность участвовать в каспийском саммите в Ашгабате 23-24 апреля дали президенты России, Казахстана и Ирана.

Таким образом, очевидно, что “отсутствие единого мнения” о проведении саммита сегодня объясняется некими сомнениями только у одной стороны – Азербайджана. Остальные президенты свое “да” уже сказали. Причины притормаживания пока не ясны, но “в ближайшие дни станет известна и позиция Азербайджана”, сообщили дипломатические источники в Баку.

Вместе с тем замглавы МИД России Виктор Калюжный заявил: “Урегулирование проблемы спорных месторождений означало бы устранение опасности конфликтов, рост взаимопонимания и доверия между прибрежными государствами. В этом плане между Россией, Казахстаном и Азербайджаном, а также между Азербайджаном и Казахстаном достигнуты двусторонние договоренности о разграничении сопредельных и противолежащих частей дна Каспийского моря. Россия приветствует улучшение отношений между Азербайджаном и Ираном, желает успеха ведущимся консультациям о возможности совместного освоения спорных месторождений. Хочется надеяться, что недалеко то время, когда на взаимоприемлемое решение выйдут Азербайджан и Туркменистан”.

Поразительно, но о том, что между Ираном и нашей страной оказывается ведутся консультации о возможности “совместного освоения спорных месторождений”, впервые почему-то приходится слышать из уст российского чиновника. В отечественном МИД никакой информации по этому вопросу получить не удалось. Вместе с тем нельзя исключать и того, что сторонам пока не удалось договориться о совместном использовании Араз-Алов-Шарг (других спорных с Ираном месторождений у Азербайджана нет), иначе президент Алиев не медлил бы с согласием участвовать в ашгабатском саммите. Хотя и с Туркменистаном у Баку все еще нерешенными остаются подобные же вопросы.

И еще одна новость на тему сотрудничества прикаспийских государств пришла вчера из Петербурга, где проходит заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ. Председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов заявил о том, что “создание парламентской ассоциации Каспия возможно уже в ближайшем будущем”. По его словам, в эту ассоциацию должны войти пять стран. Густов отметил, что в понедельник в ходе рабочих встреч подтвердили участие в ассоциации Россия и Казахстан, а также было практически получено согласие Азербайджана.

Эти страны уже готовы рассматривать организационные вопросы. По словам Густова, сейчас ведутся работы с Ираном, пока на уровне послов, а также с Туркменистаном. Парламентариев очень беспокоит военное присутствие сил НАТО в среднеазиатском регионе, тяготение к НАТО прибалтийских республик, а также активное освоение американцами Узбекистана и ситуация в Грузии, отметил Вадим Густов. Поэтому необходимость создания парламентской ассоциации Каспия назревает очень быстро, и требует решения на уровне парламентов, так как у них больше свободы, чтобы высказать позицию и определить ведущее направление развития.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: