Т.КАСИМОВА
Обстановка вокруг российского миротворческого контингента в Абхазии продолжает накаляться. Накануне уже сообщалось о весьма подозрительной “перестрелке” между россиянами и “грузинскими боевиками” в Абхазии. На сей раз события развиваются по куда более опасному сценарию.
По информации ряда масс-медиа, накануне около 4 часов дня при нападении на блокпост миротворческих сил в Гальском районе были похищены четверо россиян из состава контингента “голубых касок”. Как заявил журналистам представитель Минобороны России, 18 марта, в 16.00 по местному времени 4 миротворца направились с наблюдательного пункта номер 210 (Печори, в 75 км юго-восточнее Сухуми) к наблюдательному пункту номер 207 (Квишони, в 80 км юго-восточнее Сухуми), но к месту назначения так и не прибыли.
Тревогу в миротворческом контингенте подняли только через час: организовали “поисковые мероприятия, проинформировали правоохранительные органы Грузии и… непризнанной “Республики Абхазия”.
А абхазские сепаратисты уже тиражируют сообщения, что, мол, по сообщению местных жителей, они видели, как российских военнослужащих “увозили на машине неизвестные вооруженные люди”, которые, по предварительным данным правоохранительных органов, принадлежат к грузинской группировке “Белый легион”.
Вскоре “министр внутренних дел” самопровозглашенной “Республики Абхазия” Алмазбей Кчач сообщил журналистам, что командование миротворческими силами уже ведет переговоры с похитителями, а сами похищенные находятся на территории Грузии, у полевого командира Хазарова. Похитители же требовали обменять миротворцев на двух боевиков, задержанных при нападении на блокпост еще 16 марта.
Понятное дело, сообщение о начавшихся переговорах – это именно то “доказательство” версии о “Белом легионе”, которого так не хватало. Правда, непонятно, почему о переговорах между командованием миротворческим контингентом и грузинским полевым командиром сообщает почему-то “министр” абхазских сепаратистов. Еще через несколько часов полковник Николай Дерябин, глава пресс-службы Минобороны России, заявил, что похитители миротворцев уже задержаны в районе одного из наблюдательных постов. Однако подробностей, к какой группировке они принадлежат, в прессе пока еще не появилось.
Между тем все происходит на фоне развивающегося сотрудничества Грузии и США в военной области. Во всяком случае, после встречи с генсеком НАТО Робертсоном в Брюсселе президент Грузии Эдуард Шеварднадзе вновь коснулся этой темы. По его словам, американские военные советники, прибывающие в Грузию, не будут участвовать ни в каких военных операциях, их единственная задача – помощь в реформировании вооруженных сил, а Грузия ставит задачу привести свои вооруженные силы в соответствие с натовскими стандартами.
В эти же дни завершил свой визит в США один из ведущих российских “ястребов” – министр обороны Сергей Иванов. Судя по его собственным заявлениям в Шенноне накануне визита, грузинская тема в ходе переговоров затрагивалась. А вот многие “косвенные признаки”, вплоть до вышеупомянутого заявления Шеварднадзе в Брюсселе, позволяют предположить, что итоги обсуждения оказались для Иванова неутешительными. На этом фоне попыток российских “силовиков” как-то помешать укреплению позиций США в Грузии уже не дипломатическими мерами следовало бы ожидать.
И не исключено, что нынешние драматические события в Абхазии – это еще и попытка спровоцировать кризисную ситуацию, причем таким образом, чтобы в центре событий оказались российские миротворцы, к которым в Грузии и так предостаточно претензий. Плюс ко всему для властей Грузии окажется более чем непросто принимать “жесткие меры” против “Белого легиона”, воюющего, что ни говори, за территориальную целостность Грузии, и при этом брать под защиту российских миротворцев. Вопрос только в том, удастся ли таким образом противостоять неизбежному процессу эрозии российского влияния в тех странах СНГ, где Москва для укрепления этого самого влияния не особенно выбирала средства…
P.S. Когда верстался номер, стало известно о том, что четверо российских миротворцев освобождены и уже находятся в своих частях.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год