Баку-Новороссийск может превратиться в обузу

Р.НАСИРОВ

Как заявил вице-премьер российского правительства Виктор Христенко, Россия собирается заключить долгосрочные соглашения о транзите нефти с Азербайджаном и Казахстаном. Пока, правда, конкретные сроки, на которые будут рассчитаны данные соглашения, не известны. Однако по предварительным выкладкам российской стороны соглашение с Азербайджаном будет подписано на ближайшие 10 лет, а с Казахстаном – на 15 лет. Окончательный срок будет определен в ходе заседания двусторонней межправительственной комиссии, которое состоится 5-6 апреля.

В.Христенко сообщил, что, согласно договоренности между Азербайджаном и Россией, по территории последней в текущем году будет транзитом перекачано 2,5 млн. тонн азербайджанской нефти. Если учесть, что в российские планы расширения “транзитной” политики, помимо Азербайджана и Казахстана, входят также Украина и Беларусь, то становится очевидным, что Москва собирается связать страны СНГ в единый долгосрочный нефтяной узел. В Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) по данному вопросу сообщили, что транспортировка нефти по территории России – одно из звеньев общей нефтяной стратегии страны, в связи с чем компания все равно будет экспортировать свою часть добываемой нефти.

Другое дело, насколько выгодно Азербайджану связывать свои руки 10-летним соглашением? Ведь в документе наверняка будут оговариваться и тарифы за транзит, а предугадать, какие тарифы будут выгодны нам как экспортеру через пару лет, просто невозможно из-за сильного колебания цен на нефть.

Сегодняшний тариф транзита азербайджанской нефти по территории России равен 15,75 доллара за 1 тонну “черного золота”. В свою очередь бывший президент Госнефтекомпании Сабит Багиров считает, что в данном случае интересны даже не объемы тарифов. Важен другой вопрос: насколько целесообразно Азербайджану подписывать долгосрочное соглашение о транспортировке нефти в северном направлении, если трубопроводы Баку – Супса и Баку – Джейхан значительно более экономически выгодны? Без определенных политических дивидендов идти на этот шаг азербайджанскому правительству было бы нецелесообразно.

Комментируя ситуацию в целом, С.Багиров посоветовал разобраться в причинах, побудивших российское правительство приступить к разработке подобных долгосрочных соглашений. Скорее всего, заключил экономист, здесь лоббируются интересы “Транснефти”, позиции которой в правительстве России очень сильны. До запуска нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, эксплуатация которой осуществляется Каспийским трубопроводным консорциумом, “Транснефть” была монополистом в России в области нефтетранспортировки.

Теперь же, после развала монополии, она пытается закрепить свои позиции благодаря долгосрочным соглашениям правительства со странами – экспортерами нефти. Однако, заключил С.Багиров, “Транснефть” вряд ли достигнет ожидаемого эффекта, поскольку с пуском в эксплуатацию Баку – Джейхан интересы монополиста столкнутся с интересами нефтедобывающих компаний, для которых будет выгодна переориентация действующего в северном направлении трубопровода Баку – Новороссийск в южное.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: