Д.КАРАКМАЗЛИ
Создать в стране НИИ шафрановедения при Национальной академии наук предлагает этнограф Алия Ализаде. Этот институт, по ее мнению, мог бы координировать научные исследования в области шафрановедения не только в Азербайджане, но и в странах СНГ.
По мнению А.Ализаде, необходимо возродить и совхоз “Зафаран”, придав ему другой, более высокий статус. Учитывая спрос, шафрановодство нетрудно будет возродить и в селах Абшерона, считает А.Ализаде. Для этого, по ее словам, надо будет обеспечить хозяйственников клубнями и наладить сбор продуктов от населения по выгодным для сельчан ценам. Это, в свою очередь, поможет частично разрешить и проблему безработицы в этом регионе.
Идею создания НИИ шафрановедения этнограф мотивирует тем, что на эту культуру есть большой спрос и внутри страны, и за ее пределами. К тому же абшеронский шафран по своим качествам, а именно по содержанию эфирных масел, значительно превосходит лучшие зарубежные образцы. По словам А.Ализаде, шафран называют “красным золотом”. И это “золото” оказывается ценнее, чем, может быть, даже “черное золото”. Во всяком случае, согласно отчетам бакинской таможни, в начале века доходы от шафрана превосходили доходы от нефти. Интересные сведения о шафране дает и этнография. Согласно историческим данным, его выращивали даже в Ичери шэхэр, за Крепостной стеной.
Ежегодный сбор шафрана в Азербайджане в начале века составлял 1000 пудов. Однако после присоединения Азербайджана к России в шафрановодстве намечается явный упадок. На вопрос о том, в чем была причина этого упадка, А.Ализаде ответила, что одной из главных причин явилась жесткая конкуренция, которой стали подвергаться бакинские купцы. По ее словам, после 30-х годов XIX в. армяне стали переселяться в Астрахань и записываться в купеческие гильдии. Это дало им право на содержание судов и торговлю по Каспию между Россией и Ираном. Бакинским купцам приходилось выдерживать трудное соперничество с армянскими коллегами, поскольку последние в России пользовались симпатиями русского купечества. У персидских купцов были свои преимущества, они плавали на 3-мачтовых судах, поднимающих более 20 тонн груза.
И потому постепенно центр торговли между Ираном и Россией переместился в Астрахань. Наметившийся упадок в торговле не мог не сказаться и на производстве абшеронского шафрана. В 1845 году общее количество производимого шафрана, не находившего сбыта в Иране и России, составило уже всего 120 пудов. Некоторые села перестали его выращивать. И этот процесс продолжается по сей день. Сегодня шафран выращивают на площади всего в 39 га и собирают с него 26 кг. 1000 кг собирали в начале века и 26 кг в наши дни – комментарии излишни. В кухне народов Востока шафран столь же необходим, как и соль. Он используется и как краситель, широкий спектр имеет и в фармакологии. Входит он в состав более чем 30 рецептов.
В поселке Бильгя при совхозе “Зафаран” существовала лаборатория, где изучались различные свойства этого уникального растения, которое сегодня незаслуженно забыто. К сожалению, лаборатория шафрановедения сегодня уже не функционирует. Однако этнограф убеждена, что культура абшеронского шафрана при соответствующем квалифицированном подходе к ней, с учетом опыта отечественных и зарубежных производителей, может вновь занять первые места на мировом рынке.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год