Т.АНСАРИ
Страны Залива по традиции считаются если и не союзниками США, то во всяком случае лояльными Вашингтону. Между тем в последние месяцы демонстрация симпатий к Саддаму Хусейну стала здесь едва ли не всеобщей политической модой, несмотря даже на то, что еще десять лет назад в странах Залива рассматривали военное присутствие США как главную, если не единственную, защиту против возможных агрессивных действий со стороны Ирака.
Теперь же опасения, что вслед за Кувейтом Ирак будет “проглатывать” одну за другой богатые и беззащитные нефтяные монархии, прошли. И, по сообщению агентства ИНА, бизнесмены из ОАЭ подарили президенту Ирака Саддаму Хусейну саблю, украшенную бриллиантами и жемчугом. Этот дар был преподнесен иракскому руководителю в знак “восхищения героической позицией Ирака во время экономической блокады”. Как отметил в этой связи один из бизнесменов, традиционная арабская сабля, названная “Сабля муджахеда”, была выбрана в качестве подарка, чтобы подчеркнуть роль Саддама Хусейна как “воина арабской нации”. При этом он отметил, что клинок является “символом силы и отваги”, однако стоимость подарка назвать отказался.
Притом вся эта демонстрация арабской солидарности проходит на фоне явного роста напряженности вокруг Ирака. Переговоры между Ираком и ООН, которые, как полагали еще недавно многие аналитики не только в странах Залива, должны были помочь разблокировать ситуацию, закончились провалом. Допустить на свою территорию инспекторов ООН Ирак по-прежнему отказывается, что недавно подтвердил в своем выступлении вице-президент этой страны Таха Ясин Рамадан.
“Позиция Ирака в отношении возвращения этих шпионов нисколько не изменилась, поскольку ничто не оправдывает их приезда”, – заявил он. А несколько дней назад с не менее резкими заявлениями выступил и вице-премьер Ирака Тарик Азиз, которого считают вторым человеком в стране после Саддама Хусейна. По его словам, “рассматривать исключительно вопрос об инспекциях неверно. Существуют и другие вопросы (которые нужно обсудить с ООН): санкции, “бесполетные” зоны и продолжающаяся агрессия со стороны США и Британии, а также нарушение ими норм международного права”.
На следующий день в интервью немецкой газете Welt am Sonntag Азиз обвинил ООН в том, что эта организация заинтересована не в том, чтобы вернуть в Ирак инспекторов, а в том, чтобы свергнуть президента Ирака Саддама Хусейна: “Президент США дал понять, что не стремится бороться в Ираке с терроризмом и контролировать вооружения. Он хочет уничтожить режим президента Саддама Хусейна и развязать гражданскую войну”.
Впрочем, если уж быть до конца откровенной, то первый тревожный звонок прозвучал еще тогда, когда вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан заявил о том, что его страна намерена обсудить с ООН “весь спектр проблем”, не зацикливаясь на чем-то одном. Пожалуй, уже тогда было ясно, что обсуждать вопрос о возвращении в страну ооновских инспекторов в Ираке, скажем так, “не настроены”. Что и подтвердили последовавшие в минувшие выходные заявления Таха Ясина Рамадана и Тарика Азиза.
Но означает ли это, что военная акция против Ирака начнется в ближайшие дни? Пока что большинство масс-медиа в этой связи приводит известное заявление помощника президента США по вопросам национальной безопасности Кондолизы Райс. По ее словам, на данный момент Джордж Буш “не принял решения” о проведении военной операции против Ирака – он считает, что в ситуации, когда “Ближний Восток в огне, в настоящее время было бы невозможным осуществить военный удар по Ираку”. Подтвердила она и то, что сейчас, когда “все говорят об Ираке”, иракская тема будет обсуждаться в ходе начавшегося в воскресенье визита вице-президента США Ричарда Чейни в 10 стран Ближнего Востока, а также в Великобританию и Турцию.
География, что и говорить, показательная. Великобритания уже практически дала понять, что готова поддержать американскую акцию против Ирака. Заявления и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, и министра иностранных дел Джека Стро в прессе уже цитировались. А по данным масс-медиа Великобритании, министерство обороны этой страны уже в течение двух месяцев планирует совместную акцию против Ирака, в которой будут принимать участие и британские, и американские военнослужащие.
Свой интерес, без сомнения, присутствует и у Турции. Во-первых, именно на ее территории находится военная база “Инджирлик”, которая играла ключевую роль во время “Бури в пустыне” и патрулирования бесполетных зон на севере Ирака. А во-вторых, нетрудно предположить, что во время переговоров речь пойдет и о “курдском факторе”.
В Анкаре уже высказывали беспокойство, что в результате “силовой акции” и свержения режима Саддама Хусейна возможен распад Ирака и, как следствие, возникновение курдского государства у самых турецких границ. Которое в свою очередь может превратиться в перманентный очаг терроризма, замешанного на национал-сепаратизме. К тому же у Турции есть и печальный опыт “вакуума власти” на севере Ирака. Когда эта территория практически оказалась во власти соперничающих курдских группировок, в том числе и ПКК, здесь стали возникать лагеря и базы террористов и т.д.
Влияние соседней североиракской вольницы на ситуацию в сопредельной турецкой Восточной Анатолии было столь ощутимым, что вскоре турецкая армия уже проводила рейды и военные операции на территории Северного Ирака, направленные против инфраструктуры ПКК. В отличие от “классической” тактики антипартизанской борьбы, наряду с попытками “жесткого контроля” над обширными территориями, захватом высот, дорог, перевалов и т.д., и практически бессильной против мелких, хорошо вооруженных и подвижных партизанских групп, турецкая армия применяла нечто иное. Удары наносились по лагерям и опорным базам террористической инфраструктуры, и в результате те самые “мелкие мобильные группы” оказывались по сути дела в подвешенном состоянии.
Нетрудно заметить, что США в Афганистане действуют по той же тактике. И как минимум небезынтересно, что накануне военной операции США в Афганистане в США для обмена опытом направлялись офицеры турецкого спецназа: накопленный ими опыт антипартизанской борьбы оказался уникальным и более чем ценным.
Кроме того, не исключено, что в случае распада Ирака на повестке дня вновь может оказаться так называемый “мосульский вопрос”, оставшийся нерешенным еще с двадцатых годов. Тогда речь шла о границе независимой Турции с территориями, ранее входившими в состав Османской империи, а позже находившимися под британским мандатом, и судьба иракского города Мосул с его богатейшими нефтяными полями и населением, значительную часть которого составляли туркманы, этнически весьма близкие и к анатолийским туркам, и азербайджанцам, на который претендовали обе стороны, так и осталась нерешенной.
Теперь же прежняя турецко-британская граница превратилась в турецко-иракскую, а “мосульский вопрос” так и остался неурегулированным. При этом очевидно, что тут есть что обсудить. В Анкаре на этот счет существует своя неписаная мудрость: границы Турции кончаются там, где начинается нефть.
Однако сообщение газеты The Washington Times может коренным образом изменить политическую ситуацию вокруг Ирака. По данным этого издания, имеющего репутацию скандального, но весьма информированного, американская разведка располагает доказательствами, что в иракском плену содержится пилот ВВС США, самолет которого был сбит десять лет назад во время войны в Персидском заливе. А новая информация поступила в ЦРУ от британских коллег несколько месяцев назад.
Официальные представители разведки уверены, что эти данные смогут пролить свет на судьбу лейтенанта Майкла Скотта Спейкера. Ранее Спейкер был объявлен американским командованием погибшим в бою после того, как его самолет F-18 Hornet был сбит над Ираком. Однако в прошлом году формулировку “погибший” изменили на “пропавший без вести”. Теперь же, на основании новой информации, Пентагон утверждает, что один из иракских перебежчиков сообщил о том, что американский пилот жив и по-прежнему находится в иракском плену. Более того, ЦРУ США уведомило об этом конгресс.
Согласно новым данным, Майкл Спейкер жив и содержится в одной из тюрем Багдада. Как сообщает газета, по данным британских спецслужб, местонахождение пленного лейтенанта США настолько засекречено, что только два человека в Ираке имеют право видеть пленного американского пилота: руководитель разведывательной службы и старший сын иракского лидера Удэй Хусейн. Представители Пентагона в скором времени надеются получить от своего иракского источника информацию о точном местонахождении пленника и его фотографию.
Президент США Джордж Буш уже проинформирован о судьбе пленного лейтенанта Спейкера. По данным газеты, администрация Буша в данный момент пытается войти в контакт с иракским правительством для выяснения судьбы военнослужащего. Как ожидается, на этой неделе состоится брифинг, на котором будут оглашены уж имеющиеся данные по этому делу. The Washington Times пишет, что еще в марте 2001 года в докладе ЦРУ, подготовленном для сената США, было указано, что Багдад намеренно скрывает информацию о судьбе коммандора-лейтенанта Спейкера. ЦРУ также сообщило, что в начале 90-х годов получило информацию о захвате в плен американского летчика, но в разработку она не попала, так как агент, предоставивший эти данные, был ненадежен. Позже ЦРУ подтвердило, что отстранение этого агента было ошибкой.
Как резюмирует The Washington Times, в связи с этими данными вероятность американского удара по Багдаду, в рамках проведения антитеррористической операции, явно увеличивается.
Показательно и другое. Согласно опросу общественного мнения, проведенному по заказу The Washington post, 72% американцев поддерживают возможную военную акцию США по смещению Саддама Хусейна. Причем две трети этих респондентов указали на необходимость военной акции против Ирака даже в случае, если США не получат поддержки со стороны союзников.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год