Х.ИСМАЙЛОВА
Вполне возможно, что март станет месяцем уличной активности оппозиции. Почти все оппозиционные партии запланировали проведение демонстраций. Причем, судя по обещаниям, эти митинги могут вылиться в серию массовых акций.
Требования у политиков разные. ПНФА намерена вывести своих членов на улицу с традиционным требованием “Работу, хлеб, Карабах”. “Мусават” будет требовать отставки властей, а лозунги демпартийцев наряду с отставкой президента включают и требования о прекращении гонений на Расула Гулиева. Несмотря на различия в лозунгах, объединяет эти акции одно обстоятельство. От их массовости зависит результативность этих партий на выборах. По крайней мере, этот фактор сыграет большую роль в предвыборной гонке.
Отметим, что несмотря на отсутствие возможностей активной политической борьбы в парламенте, какими обладает ПНФА, большинство партий все же предпочитало ограничиваться кабинетной деятельностью. Правда, изощренный ум многих политиков не позволял обществу расслабляться: придумывались новые блоки и интриги для их раскола. Но все же, не считая деятельности парламентского Демблока, возникало ощущение, что реальная политическая борьба с властями не ведется вообще.
Уличная активность Демократической партии также особого эффекта не возымела – митинги демпартийцев больше удивляли частотой, нежели массовостью.
Смогут ли нас удивить качественными и количественными показателями мартовские акции? По крайней мере, партии, назначившие на этот месяц массовые акции, привлекли к подготовке к акциям все ресурсы. В ПНФА ежедневно проходят заседания митингового комитета, почти все районные организации включены в процесс подготовки.
Партия решила провести свой митинг 16 марта на площади перед бывшим кинотеатром “Гэлэбэ”. Отвечая на вопрос, почему ПНФА не настояла на маршрутах, близких к центру города, заместитель председателя по политическим вопросам Фуад Мустафаев ответил достаточно внятно: “Мы хотим показать, насколько эти требования актуальны сегодня. А толкотня с полицией лишь даст властям повод для различных манипуляций. Площадь перед бывшим кинотеатром “Гэлэбэ” хоть и далека от центра, но мы и там покажем, на что способна партия”.
Видимо, другого мнения придерживается партия “Мусават”, которая объявила о нежелании проводить митинг перед бывшим кинотеатром “Гэлэбэ”. Несмотря на угрозу столкновений с полицией, мусаватисты решили митинговать на площади “Физули”.
Такое решение можно объяснить по-разному. Или партия неуверена в своих силах и решила скрыть малочисленность участников акции в жестоком столкновении. Или же эта политическая организация решила показать большую радикальность. Впрочем, последний момент может выглядеть немного странным, учитывая пассивность партии до того, как конкурирующие оппозиционные организации объявили о начале митинговой серии. Кроме того, жажда битвы с полицией на улицах города не характерна для “Мусават”. Вспомнить хотя бы побоище 12 сентября 1998 года, в которое превратился митинг. Тогда лидеры “Мусават” проявили поразительное хладнокровие.
Стоит учесть и тот факт, что каждый задержанный во время несанкционированной акции партии может послужить хорошим аргументом, которым можно будет апеллировать международным организациям. Но это больше подходит для тех, кто затрудняется найти иные средства для объяснения своей позиции.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год