Ситуация прав человека в Азербайджане плохая

Х.ИСМАЙЛОВА

Вчера госдепартамент США обнародовал отчет по правам человека по разным странам за 2001 год. Положение прав человека в Азербайджане, как и в прошлом году, – плохое. Правда, можно отметить некоторый прогресс в сравнении с ситуацией 2000 и 2001 годов. Кроме того, обращает на себя внимание отношение представителей госдепартамента к проблеме беженцев и вопросу оккупированных азербайджанских территорий.

В этом году отчет был опубликован с опозданием, при этом сама задержка вызвала немало слухов. На прошедшем 3 марта брифинге в Вашингтоне пресс-секретаря госдепартамента спросили, не связано ли это с какими-то изменениями “редакционного характера”, на что он ответил, что в текст должны быть внесены дополнения. Судя по готовому тексту, “благодаря” опозданию в рапорт по Азербайджану попали последние новости о нарушении прав человека в нашей стране – смерть осужденных в тюрьмах. Но обо всем по порядку.

Выборы

Показатели страны по правам человека остаются плохими. Правительство продолжает ограничивать возможности жителей страны сменить власть мирным путем. Государством управляет президент Гейдар Алиев – избранный в октябре 1998 года на выборах, сопровождавшихся многочисленными серьезными нарушениями избирательного законодательства и в условиях отсутствия прозрачности в процессе подсчета голосов как на местном, так и на общенациональном уровнях.

На парламентских выборах – основных – в ноябре 2000 года и последующих за ними довыборах в 2001 году были отмечены многочисленные и серьезные нарушения, в частности в процессе подсчета голосов. На прошедших в Товузе и Агджабеди выборах также отмечались факты фальсификации и манипуляции с избирательными бюллетенями. Представители оппозиции получили мало мест в парламенте. Суд не признал факты фальсификаций на выборах, и в результате некоторые группы объявили парламент нелегитимным.

Коррупция

Власти нарушают право граждан на собственность. Правительство продолжает утверждать, что заинтересовано в развитии рыночной экономики, но коррупция и протекционизм вредят созданию конкурентной среды. Нет прогрессивных реформ, что ограничивает развитие экономики вне нефтегазового сектора, который занимает 90 процентов экспорта страны.

Полицейский беспредел

Судебная система не функционирует независимо от исполнительной власти, коррумпирована и неэффективна. За прошедший год представители силовых структур неоднократно нарушали права человека. Некоторые больные узники и задержанные погибли в тюрьмах из-за того, что их не лечили. Полиция мучает и бьет людей в местах заключения и “выбивает признания”. Одной из проблем являются случайные аресты и задержания.

В большинстве случаев правительство не приняло никаких мер для наказания виновных. Условия тюрем остаются плохими и опасными для жизни. Несколько узников умерли в результате этих условий. Проблемой являются также слишком длинные сроки предварительного заключения. Правительство все еще держит в тюрьмах политзаключенных. Некоторые местные НПО сообщают, что таковых в стране 200 – 300 человек, некоторые утверждают, что гораздо больше. Часть этих заключенных были арестованы из-за попыток сместить власти.

Свобода слова

Правительство продолжало нарушать свободу слова и прессы. СМИ сталкивались со множеством угроз за последний год. Представители правительства не раз возбуждали иски против журналистов, арестовывали их, закрывали газеты. В результате журналисты практикуют самоцензуру. Правительство контролирует радио и телевидение – главные источники информации для большинства населения. В декабре власти предприняли заметные шаги в направлении улучшения положения масс-медиа, кроме прочего, было объявлено, что пять частных телеканалов получат долгосрочные лицензии от Комитета по частотам.

Свобода собраний

Правительство нарушало право собраний и силой разгоняло некоторые демонстрации. Власти продолжали нарушать право на создание организаций и отказывались регистрировать некоторые политические партии. Оппозиционные партии выдворялись из офисов, представители органов безопасности угрожали членам партий, особенно в провинции. Власти критиковали и угрожали местным правозащитникам. Кроме этого непрозрачность регистрационных процедур привела к многочисленным отказам и бесконечному переносу регистрации правозащитных и других групп (НПО).

Меньшинства

Отмечены многочисленные факты нарушений свободы религии, угрозы в адрес “нетрадиционных” религиозных групп со стороны чиновников среднего уровня и представителей власти на местах продолжались. Насилие и дискриминация в отношении женщин и определенных религиозных и этнических меньшинств также являются проблемой. Правительство ограничивало некоторые права трудящихся.

Карабах

Режим прекращения огня не привел к прекращению конфликта с Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Некоторые нарушения перемирия имели место и привели к гибели как гражданских, так и военных лиц. Все еще продолжаются случаи взятия в плен, в том числе и гражданских лиц. Армянские вооруженные силы продолжают держать под оккупацией приблизительно 16 процентов (? – Ред.) территории Азербайджана (включая Нагорный Карабах). Этот факт продолжает доминировать в национальной политике в Азербайджане, ослабляет государственные институты и является преградой для экономического и демократического развития.

Правительство Азербайджана не контролирует ситуацию на оккупированной территории и о ситуации с правами человека там мало что известно. По некоторым данным, армянская апостольская церковь имеет полуофициальную власть на этой территории, и деятельность других вероисповеданий там практически сведена на нет. Около 800 тысяч беженцев-азербайджанцев из Армении и оккупированных территорий не могут вернуться. Около 300 тысяч армян также покинули Азербайджан и не в состоянии вернуться. По некоторым данным, оккупированные азербайджанские территории заселяются армянами, однако эту информацию не удалось подтвердить.

* * *

Отметим, однако, что некоторые выражения, например, “оккупация”, отсутствуют в рапорте, касающемся Армении. Кроме того, вызывает удивление и число армянских беженцев. В армянском рапорте указывается, что из 400 тысяч армян, проживающих в Азербайджане, страну покинули 330 тысяч. Видимо, за прошедшие 12 лет после сумгайытских и бакинских событий число беженцев-армян увеличилось в два раза. Напомним, что в статистике ранних 90-х годов армянские источники апеллировали цифрой 160 тысяч беженцев. И все же радует то, что режим “ни мира ни войны” в Карабахе оценивается американскими экспертами как тормоз развития демократии в Азербайджане…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: