Р.ОРУДЖЕВ
“Можно ожидать, что в марте – апреле нынешнего года будет указ президента страны о помиловании. Сколько людей будет помиловано определит Государственная комиссия”. Об этом “Туран” заявил вчера глава президентской администрации Рамиз Мехтиев.
Отвечая на вопрос о ситуации вокруг политзаключенных и требованиях Совета Европы, Мехтиев сказал, что Баку “остается на той позиции, что в Азербайджане политзаключенных нет”. В то же время Мехтиев сделал оговорку о том, что “некоторые люди будут помилованы президентом страны”. На вопрос, почему судебные процессы по делам лиц, называемых СЕ политзаключенными, проходят закрыто, Мехтиев сказал, что “исполнительная власть не может вмешиваться в дела судов”.
После невыполнения Азербайджаном требования СЕ об освобождении 17 политзаключенных на предыдущей январской сессии ПАСЕ, отношение к нашим властям в Европе претерпело значительное ухудшение. Но при этом Азербайджану дали время “исправиться” к апрелю, ко времени следующей сессии европарламента.
Возможно, именно с приближением к этой дате связаны “ожидания” Р.Мехтиева. Вместе с тем наблюдатели вновь высказывают сомнение в том, что официальный Баку к апрелю изменит свое отношение к вопросу о наличии политзаключенных в стране. В прошлый раз на сессии ПАСЕ никаких жестких действий СЕ в отношении Азербайджана предпринято не было.
Тем не менее вряд ли стоит рассчитывать на аналогичную реакцию европейских депутатов и в этот раз. Ситуацию усугубляет и тот факт, что за небольшой промежуток времени (февраль) у нас за решеткой скончались два человека, которых также можно отнести к политически преследуемым. Это племянник экс-минобороны Рагима Газиева – Джовдет, арестованный за участие в шекинских событиях 18 ноября 2000 г., и один из лидеров партии “Адалят” Фазаил Тагиев.
Директор Правозащитного центра Эльдар Зейналов рад бы приветствовать любое решение президента о помиловании, лишь бы это оказалось правдой. По списку Федерации правозащитников Азербайджана, куда входит и он, сегодня в нашей стране никак не меньше 600 политзеков. Этот список, говорит Зейналов, уже проверен на соответствие критериям комитета “Международная амнистия”, а вскоре он будет проверен на соответствие 5 критериям СЕ.
Эксперты СЕ при этом выбрали для себя только 23 кандидатуры на право считаться политзеками и утвердили в конце концов в этом качестве только 17 человек. Больше никого СЕ пока освободить не требует, говорит правозащитник. Если же до апреля в Азербайджане не будет освобожден никто из списка СЕ или кто-либо из этих людей погибнет, то, говорит Э.Зейналов, “это даст простор для более жесткой критики Азербайджана”.
“Я даже подозреваю, что в таком случае появится мнение, что власти специально убирают этих политзеков, чтобы таким образом решить свою проблему. Такая версия тоже имеет право на существование. Например, начинается суд над Р.Газиевым и вдруг умирает его племянник. Не намек ли это на то, что если Газиев продолжит “выступать”, то и с ним произойдет такое же?”
По словам директора Бюро по защите прав человека Саиды Годжаманлы, из наших 17 “подконтрольных” СЕ политзеков трое находятся под его особым вниманием. Пересмотру их судебных дел дан старт (И.Гамидов, А.Гумбатов, Р.Газиев).
“Но на сегодняшний день их дела так и не продвинулись с мертвой точки. Все остановилось более полумесяца назад, на первом этапе, когда было рассмотрено ходатайство генпрокурора. Суды должны были начаться 21 февраля”. С.Годжаманлы не думает, что к апрелю кто-либо из списка СЕ будет освобожден. “Если намечается все-таки помилование, то властям для начала надо выпустить всех политзеков, находящихся в наших списках особо тяжелобольных, тех, кто отсидели больше половины срока и ни разу не подверглись амнистиям, и конечно, людей, арестованных по принципу “семейного заложничества”.
У нас сегодня в тюрьмах находятся родственники Эльчина Амирасланова, Сурета Гусейнова, Искендера Гамидова и др. Понятно, что власти не станут освобождать никого из списков эксперта СЕ Ж.Клерфайта, но надо с кого-то начинать”. Чтобы избежать сложностей в ПАСЕ, Годжаманлы предлагает освободить хоть кого-то из имеющих отношение к политзаключенным в Азербайджане. Она считает, что в СЕ уже знают о смерти 2 наших политзеков в феврале, и “если мы опять не пойдем на уступки СЕ, не выполним его требования, Азербайджан в апреле ждут более жесткие решения со стороны ПАСЕ – определенные санкции будут точно”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год