НУРАНИ
Американская телекомпания Fox TV всегда отличалась хорошей информированностью во всем, что в той или иной степени касалось деятельности американских силовых структур. И после трагедии 11 сентября чаще всего наибольшее внимание аудитории привлекали те ее сообщения, касающиеся антитеррористической операции и действий американских войск за пределами самих США.
Однако последнее сенсационное сообщение явно относится к иной сфере – в американской глубинке, в штате Монтана, вновь напомнили о себе американские ультраправые. Согласно Fox TV со ссылкой на шефа полиции штата Джеймса Дюпона, в Монтане предотвращена попытка государственного переворота. Группа вооруженных преступников планировала начать массовые политические убийства чиновников, в основном судей, прокуроров и руководителей правоохранительных органов.
По их плану в ответ на территорию Монтаны должны были бы быть введены части национальной гвардии США. А тогда уже преступники, по словам шерифа, намеревались приступить к массовым убийствам солдат. Это уже должно было спровоцировать еще более жесткие меры со стороны федеральных властей. А результатом, заявил Дюпон, могла стать “неуправляемая экскалация” конфликта. “Они хотели вызвать революцию с целью свергнуть правительство США”, – заявил Дюпон.
Известно также, что заговорщики в Монтане приобрели около 30 тысяч единиц огнестрельного оружия. “Насколько я знаю, – приводит АР слова шерифа Дюпона, – для охоты на индеек 30 тысяч единиц оружия не требуется”. Кроме того, заговорщики собирали и разведывательную информацию. Касалась она главным образом их будущих жертв: судей, прокуроров и т.д., и даже членов их семей.
Уже обнародовано и название организации, которая стояла за неудавшимся заговором – “Проект Семь”, и еще примерно 9 его членов остаются на свободе. А руководитель организации, 38-летний Дейв Бергетт, находится в тюрьме, так же, как и его подружка Трэсу Брокуэй после того, как они в феврале нынешнего года устроили семичасовую перестрелку с полицией. АР в свою очередь напоминает, что Дейв Бергетт уже привлекался к ответственности за неподчинение офицеру полиции в январе 2001 года и за оскорбление полицейского – в ноябре того же года.
“Белый террор”, деятельность экстремистских группировок, объединяющих в своих рядах белых американцев англосаксонского происхождения, придерживающихся ультраправых взглядов, к числу “запретных тем” в США явно не относилась. Скорее ее можно было бы назвать “забытой” или “второстепенной”. После бурных шестидесятых с их движением за гражданские права, когда отменялись законы о расовой сегрегации, ФБР наносила удар за ударом по не очень даже законспирированной структуре печально знаменитого “ку-клукс-клана”, а фильм “Миссисипи в огне” становился культовым, интерес аудитории (но не полиции) к белому экстремизму заметно поутих. И всколыхнулся вновь только после трагедии в Оклахома-сити 12 апреля 1995 года – взрыв федерального здания в столице штата до 11 сентября 2001 года считался самым кровавым терактом в США.
Вскоре стало известно, что фургон, груженый аммиачной селитрой, весьма популярным сельскохозяйственным удобрением, которое тем не менее обладает колоссальным “взрывным потенциалом”, взорвал у федерального здания Тимоти Маквей, участник войны в Персидском заливе и по совместительству активист одной из американских “милиций”. Дело доходило до того, что члены “милиций” и незаконных “белых” группировок превратились в традиционных “отрицательных героев” целой серии американских боевиков. “Патриот”, “Воздушный охотник” и “Сломанная стрела” – это наиболее известные, но не единственные фильмы на “оклахомский” сюжет.
А вот история их появления заслуживает серьезного внимания. В основу американской государственности положен принцип “общинной демократии”, одним из проявлений чего является и право на приобретение огнестрельного оружия. А основой идеологии этих самых многочисленных “народных милиций” и т.д. и стала убежденность, что федеральное правительство, мол, слишком уж сильно вмешивается в “местные дела”, и вообще не выполняет обязательств перед своими гражданами. А посему граждане обязаны решить свои проблемы сами. К ним уже примыкают и откровенно фашистские организации типа “арийской республиканской армии” или “национального альянса”.
Причем если, скажем, во Франции основная “социальная база” ультраправых организаций типа “националного фронта” Ле Пена – это городские люмпены, уверенные, что “иностранцы” занимают предназначенные им рабочие места, то в США ультраправые “милиции” активнее всего проявляют себя в той самой “глубинке”, где гордятся своими предками, пересекавшими континент на крытых парусиной фургонах и еще передают из поколения в поколение рассказы о тех временах, когда на только-только заселяемых землях еще не было власти как таковой и все вопросы, будь то осуждение преступника или запрет азартных игр, решало “собрание достойных людей города”.
По данным американских правоохранительных органов, ультраправые группировки наиболее сильны в Монтане, Мичигане, Северной Каролине, Аризоне, Айдахо, Огайо, Вирджинии и Техасе. То есть на Юге и на бывшем Диком Западе.
А в криминальной хронике на их долю приходится никак не меньше 20% всех тяжких преступлений, совершаемых в США. И взрыв в Оклахома-сити был тут самым кровавым и во всех смыслах громким, но, увы, не единственным. Так, в 1995 году Томас и Петер Лонгасы из Огайо были осуждены за то, что грабили банки для финансирования “арийской республиканской армии” – сумма похищенного составила 250 тыс. долларов. В 1997 в Филадельфии под суд попал другой “милитант” – Вильям Бреши, который “позаимствовал” из банков в пользу “милиции” на Среднем Западе аж 10 млн. долларов. “Национальный альянс” подозревается в грабеже банков на 4 млн. долларов.
В 1996 году боевики группы с символичным названием “Сыны Гестапо” пустили под откос два поезда в Аризоне (78 человек остались инвалидами и один погиб) и объявили это актом мести за уничожение агентами ФБР сектантов “Ветви Давидовой” в Уэйко – за “Ветвь Давидову” “мстил” в Оклахоме и Тимоти Маквей. В 1997 году боевики другой подпольной организации – “республики Техас” Ричарда Макларена – захватили двух заложников и потребовали в обмен на их освобождение провести референдум по вопросу восстановления суверенитета Техаса. Было еще много различных преступлений и терактов.
Понятно и другое. “Монтанский заговор” на фоне антитеррористической операции может иметь и совсем уж неожиданный пропагандистский эффект. Если, расследуя деятельность “Аль-Гаэды” на территории США, правоохранительные органы волей-неволей вынуждены концентрировать внимание на арабской общине, то в “монтанском деле” в качестве обвиняемых проходят те самые WASP – то есть те, чей общественный статус обозначается английской аббревиатурой слов “белый, англосакс, протестант”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год