ОПЕК пророчит понижение цен на нефть

Р.НАСИРОВ

И… вновь в Азербайджане становится актуальным вопрос бюджета-2002 Генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Али Родригес считает, что спрос на нефть на международных рынках во II квартале текущего года будет низким. Снижение спроса на нефть повлечет за собой понижение цены на этот вид сырья, заявил глава ОПЕК на конференции в новозеландском городе Окланд. Между тем ожидается также умеренный рост спроса на нефть во второй половине 2002 года.

Родригес не стал называть конкретных цифр, но, судя по динамике последних месяцев, скорее всего глава ОПЕК намекал, что цены будут даже ниже 19-21 доллара за баррель. На страницах газеты мы не раз затрагивали эту тему, но апеллируя к противоречивым прогнозам специалистов разного уровня, оставляли все же надежду на лучшее. Однако теперь сам глава нефтяного картеля предсказывает худшее, а с этим мнением трудно не считаться.

Чем грозит понижение цен на нефть Азербайджану? Начнем с того, что первый удар по госбюджету страны нанесло Министерство налогов. Как мы сообщали, министр Фазиль Мамедов откровенно признал, что факт сбора январских налогов на уровне 56% от прогнозных напрямую связан с нефтяным сектором. Правда, чиновник не стал раскрывать всей подоплеки дела, но учитывая ситуацию на мировых нефтяных рынках, об истинных причинах происходящего догадаться несложно – ГНКАР не смогла выручить от продажи нефти столько, чтобы денег хватило на покрытие налоговых задолженностей.

Ситуация более чем удручающая: в структуре бюджетных доходов на долю налоговых поступлений приходится 75,7%, что составляет 3620 млрд. манатов, а независимые эксперты говоря о налогах с продажи нефти, апеллируют к цифрам, составляющим более 50% доходов казны.

Более конкретно происходящее раскроет прошлогоднее интервью президента ГНКАР Натига Алиева агентству ФАН. В апреле, когда цены на нефть на мировых биржах вновь стали нестабильными, главный нефтяной стратег страны сказал, что “Азербайджан понесет убытки в связи с некоторым понижением мировых цен на нефть в результате увеличения добычи нефти странами ОПЕК не более чем на 35 млн. долларов в год и… убытки окажутся не столь серьезными по сравнению с периодом, когда нефть продавалась по $10 за баррель (это имело место в 1998 году. – Авт.)”.

В 2001 году Азербайджан планировал из добываемых 9 млн. тонн экспортировать около 2 млн. тонн сырой нефти – на уровне 2000 года. Следовательно, по результатам статистики 2001 года прогнозы Н.Алиева по экспорту нефти сбылись. А значит соответствуют действительности объемы убытков госказны. Впрочем, подводить какие-то итоги за этот год пока рановато. Если даже представить, что в текущем году показатель экспорта азербайджанской нефти сохранится, то все равно можно лишь попытаться перевести эту цифру в международную систему исчисления объемов нефти – более 13 млн. баррелей.

Умножив ее на прогнозный показатель по продаже нефти в 2002 году (19 долларов за 1 баррель), мы все равно ничего не добъемся. По двум причинам: во-первых, ГНКАР экспортирует не только свою нефть, но и сырье, добытое всякими СП (каков их процент в общем котле – неизвестно); во-вторых, опять же в бюджет поступает не прибыль от продаж, а налоги с нее.

Итоги подводить действительно рановато. Но можно описать собственный сценарий некоторых моментов проблемы. Так, скорее всего в нынешнем, как, впрочем, и прошлом году, президент вновь обяжет ГНКАР выделять определенные суммы на нужды беженцев. С августа 2001 года, согласну указу Гейдара Алиева, ГНКАР и так ежемесячно обязана перечислять на счет Госкомбеженцев 906 млн. манатов. Средства расходуются на ежемесячное обеспечение продовольствием 57 тыс. вынужденных переселенцев. Необходимость этих мер не оспаривается: было очень неловко перед мировым сообществом за то, что страна, обладающая богатейшим нефтяным потенциалом, не переставала просить у западных финансовых структур денег для улучшения жизненного уровня собственных беженцев. Но сегодня и ГНКАР переживает нелучшие времена из-за снижения цен на нефть.

Комментируя происходящее, независимые эксперты напоминают, что в 2001 году цена нефти на мировых рынках колебалась в пределах $27 за 1 баррель. Это дало возможность выделить для устранения неудач первого этапа приватизации из средств ГНКАР 25 млрд. манатов. Тепеь же, когда цены сильно упали и прогнозы не предвещают ничего хорошего, роль “скорой помощи” для беженцев для ГНКАР будет в тягость.

Более того, теперь компания вынуждена будет отложить решение вопроса выплаты долгов другим госструктурам. Что тоже очень важно. Так, хотя дебиторских долгов нефтекомпании больше, чем кредиторских, и в списке предприятий, ждущих их погашения, ГНКАР уже давно занимает первое место, тем не менее еще в начале 2001 года дебиторские долги предприятий и организаций страны составляли 16,9 трлн. манатов, а без учета внутрисистемных долгов на долю ГНКАР из этой суммы пришлось 6957 млрд. манатов.

Следующие места в цепи должников занимали “Азерэнержи” – 5 319 млрд. манатов, “Азеригаз” – 1 446 млрд. манатов и т.д. Сегодня ситуация вряд ли улучшилась, а итоги торгов на нефтяных рынках не оставляют надежд на чудеса.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: