Американский спецназ в Грузии

НУРАНИ

По информации телекомпании CBS со ссылкой на свои источники, уже до конца недели первая группа военнослужащих элитных американских подразделений будет переброшена в Грузию, где приступит к оказанию помощи и обучению спецподразделений грузинской армии. Общая численность направляемых в Грузию военнослужащих США на первом этапе составит, по данным телекомпании, от 100 до 200 человек, а сама операция, которую телекомпания называет “новым фронтом борьбы с терроризмом”, будет аналогична операции американских спецподразделений на Филиппинах.

В конечном счете американские спецназовцы будут сопровождать подготовленные и оснащенные ими грузинские подразделения в ходе их операций в Панкисском ущелье, где, как предполагается, нашли убежище боевики, а возможно и лидеры “Аль-Гаэды”, тесно связанные с чеченскими террористами, и станет первым “боевым крещением” американцев на территории бывшего СССР. Правда, первоначально речь будет идти только о военных экспертах.

В свою очередь другая американская телекомпания – NBC – процитировала заявление представителей вашингтонской администрации, что США не намерены осуществлять совместную контртеррористическую операцию с Россией и не хотят быть втянутыми в конфликт в Чечне. Американская сторона считает, что она в состоянии отличить чеченских боевиков от террористов “Аль-Гаэды”, заявил при этом один из представителей администрации NBC.

Первые сообщения о возможном участии американских военных специалистов и экспертов в антитеррористической операции на территории Грузии появились в американских электронных СМИ вечером 26 февраля. А уже утром 27 февраля свою лепту внесла информированная и авторитетная New York Times. Газета не просто подтвердила в среду факт предполагаемой отправки в Грузию контингента спецназа США, но и сообщила некоторые подробности. Ссылаясь на высокопоставленного представителя Пентагона, New York Times указывает, что их численность может возрасти по мере развертывания операции.

Продолжительность пребывания американских военных в Грузии пока не определена. По ее данным, предварительную рекогносцировку в Грузии провела группа военных экспертов европейского командования США, посетившая ее примерно месяц назад. По данным газеты, окончательно утвердить направление спецназовцев в бывшую республику СССР должен со дня на день объединенный комитет начальников штабов.

Другая влиятельная американская газета, The Washington Post, в тот же день сообщила о десяти американских штурмовых вертолетах, уже прибывших в Тбилиси и предназначенных для участия в антитеррористической операции. Кроме того, в столицу Грузии на этих же вертолетах прибыли семь человек из европейского командования вооруженных сил США. По сведениям издания, в ближайшее время будут подготовлены два батальона грузинских военнослужащих.

В США уже заявляют, что операция в Грузии будет напоминать совместную борьбу американских и филиппинских вооруженных сил против группировки “Абу Сайяф”, прочно ассоциирующейся с “Аль-Гаэдой”. Американские официальные лица, в том числе и в Пентагоне, предпочитают воздерживаться от комментариев и ограничиваются разъяснениями, что, если такое решение и будет принято, то американские специалисты не будут непосредственно вовлечены в боевые действия, а займутся подготовкой грузинских специалистов по борьбе с терроризмом и, возможно, будут сопровождать их во время операции в Панкисском ущелье. Вступать же в бой им придется только в том случае, если они будут кем-то атакованы. Пресс-секретарь Пентагона Брайан Уитмен отказался от каких-либо комментариев по поводу возможного размещения американских войск на территории Грузии.

Но тем не менее, согласно информации Reuters, признал, что группа экспертов министерства обороны США в январе посетила Грузию для оценки перспектив двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. В Тбилиси поторопились опровергнуть информацию американских масс-медиа. Посол Грузии в России Зураб Абашидзе заявил, что в Тбилиси сейчас не рассматривают вариант проведения совместной с США контртеррористической операции в Панкисском ущелье, а появившиеся сообщения об этом являются “разными версиями, журналистскими фантазиями”. “На этом этапе мы не ставим вопроса о совместной операции (…), но мы готовы принять любую помощь технического характера”, – заявил З.Абашидзе в интервью газете “Известия”.

Кроме того, Зураб Абашидзе отметил, что “категорически никто никогда не отрицал” того, что в Панкисском ущелье могут находиться террористы, связанные с “Аль-Гаэдой”: “Мы отрицали те факты, которые были явно преувеличены. Мы и сейчас отрицаем эти преувеличения”, к числу которых он отнес “разговоры о том, что там созданы тренировочные лагеря, заводы по переработке наркотиков и что Панкисское ущелье является едва ли не определяющим фактором ситуации в Чечне”.

Первый заместитель министра государственной безопасности Грузии Ираклий Аласания в эфире российского телеканала НТВ назвал сообщения о том, что военные части специального назначения других государств включены в Грузии в проведение антитеррористических операций в Панкисском ущелье, не соответствующими действительности. По словам Аласании, с дружественными странами Грузия ведет обмен оперативной информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес. Что касается Панкисского ущелья, как сказал Аласания, то “активные мероприятия проводились и будут проводиться силами грузинских правоохранительных органов и спецслужб”.

Однако информацию о прибытии в Грузию делегации военных экспертов из США подтвердил и помощник министра обороны Грузии, руководитель департамента по связям с общественностью Мириан Кикнадзе. По его словам, в ее состав входят три представителя объединенного командования США в Европе и два представителя Пентагона, но члены этой делегации не являются инструкторами.

“Это, – сказал он, – обычный плановый визит, который проводится ежегодно в рамках двустороннего сотрудничества в оборонной сфере между Грузией и США”. Но в то же время не стал исключать, что в ближайшее время состоится визит в Грузию группы американских экспертов, которые будут участвовать в подгтовке грузинских сил быстрого реагирования. Договоренность об этом была достигнута в прошлом году, однако речь шла не о Панкисском ущелье, а о подготовке грузинского контингента в рамках программы охраны трубопроводов. Проще говоря, заявления грузинских официальных лиц вполне можно считать “опровержениями по форме, подтверждениями по содержанию”.

Тем более, что и в американских СМИ проскальзывает информация, что решение об участии американского спецназа в операции в Панкисском ущелье еще не принято и находится на стадии рассмотрения. Отреагировали на происходящее и в Москве. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил журналистам, что в правительстве России расценивают решение США направить военных советников в Грузию как подтверждение того, что “на Северном Кавказе расположен один из крупных центров международного терроризма, основа которого находится в Чечне”.

По его словам, “руководство России на протяжении многих лет обращало на это внимание международного сообщества”, и решение США направить в США специалистов по борьбе с терроризмом свидетельствует о том, что “кавказскому фронту борьбы с международным терроризмом” сейчас уделяется “все более серьезное внимание”. После чего предположил, что “вопрос в связи с появлением американских военных советников в Грузии” будет обсуждаться на встрече министров обороны стран СНГ в Санкт-Петербурге. Впрочем, министры обороны отнеслись к информации об американских спецназовцах в кавказских горах весьма сдержанно. Министр обороны Грузии Давид Тевсадзе заявил, что узнал об этом по телевизору, и пообещал: “Как приеду домой – разберусь”, а его российский коллега Сергей Иванов вообще посоветовал относиться к подобным заявлениям “настороженно”.

Правда, председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации В.Густов, что называется, не сдержался, заявив журналистам, что, по его мнению, США очень скоро начнут диктовать свою волю всему миру, в том числе и Европе. А очень скоро и министр иностранных дел России Игорь Иванов проговорился: появление американцев на Кавказе осложнит и без того непростую обстановку в регионе. В самом деле попытки официальных представителей российского руководства представить сообщения американских СМИ как подтверждение обвинений в адрес Грузии напоминают “хорошую мину при плохой игре”.

Активность США в странах постсоветского пространства, в особенности в его южном секторе, ставит Москву перед весьма непростым выбором. С одной стороны, укрепление позиций США в регионах, которые Москва привыкла считать своим “задним двором” и безраздельной вотчиной, восторгов не вызывает. С другой, выступать против намерения новых независимых государств бороться с терроризмом совместно с США явно не с руки. Особенно на фоне постоянных “утечек”: то в Афганистане обнаружится произведенный в России зарин, то на связях с “Аль-Гаэдой” “засветятся” российские торговцы оружием, то выяснится, что в близких друзьях бен Ладена ходят палестинские террористы, находившиеся на содержании СССР…

Плюс ко всему в последнее время отношения России и США стремительно ухудшаются, а в политике и риторике России “антизападные” нотки нарастают с тревожной быстротой. В самый разгар дискуссий об “оси зла” Москва подтвердила готовность сотрудничать с Ираном в строительстве АЭС в Бушире – как известно, именно этот проект вызывает наибольшую настороженность в США и Израиле. На споры вокруг изучения русского языка в Молдове Москва отреагировала в таких выражениях, которые в последний раз позволяли себе “союзные структуры” в самом начале национального движения в странах Балтии, Азербайджане и той же Молдове.

Наиболее очевидным проявлением антизападных настроений в России стал скандал вокруг Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити. Дело даже не в том, насколько обоснованными были российские претензии к судейству и судейские – к российским спортсменам. Куда тревожнее, какая окраска была им дана в российских СМИ, где иные договаривались аж до стратегии “ядерного сдерживания” и сравнивали Игры в Солт-Лейк-Сити с Берлинской Олимпиадой 1936 года. И при этом Южный Кавказ, как и прогнозировали многие, оказался едва ли не главной точкой “пересечения интересов”. И по меньшей мере небезынтересно, что на фоне отчетливого “прозападного крена” в политике Грузии вновь обостряется обстановка в армянонаселенной Джавахетии, где влияние России чрезвычайно высоко…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: