Р.НАСИРОВ
Министр налогов Фазиль Мамедов предрекает улучшение ситуации с налоговыми поступлениями в феврале – марте текущего года, передает агентство “Тренд”. Напомним, что в январе по линии ведомства в госбюджет Азербайджана было собрано 105,7 млрд. манатов, или всего 56,1% от запланированной суммы (188,2 млрд. манатов). А в целом в 2002 году Минналогов должно обеспечить поступление в госбюджет 3 620 млрд. манатов.
Пытаясь оправдать столь низкую “урожайность” по налогам за январь, Ф.Мамедов сказал, что низкий показатель налоговых сборов связан с нефтяным сектором, что в основном объясняется началом года. Между тем в самом ведомстве на запрос “Эхо” неудовлетворительную статистику за прошлый месяц объяснили тем, что предприятия сдают отчетность поквартально или по итогам полугодия. И потому, как правило, в начале каждого года (или квартала) налоговые показатели не бывают высокими.
Заслуживает внимания то, что, по мнению некоторых оппозиционных экономистов, январская налоговая статистика уже сегодня очерчивает контуры проблематичности выполнения госбюджета 2002 года. Так, глава экономической комиссии партии “Мусават” Губад Ибадоглу считает, что бюджетные прогнозы начальных чисел каждого года и так включают умышленно заниженные показатели и потому тот факт, что Минналогов не справилось даже с январским обязательством, вызывает серьезные опасения.
Согласно собственным прогнозам экономиста, в феврале ситуация со сбором налогов будет еще хуже, чем в январе, и в качестве главных причин этого он назвал коррумпированность чиновничьего аппарата ведомства. “Хотя налоговая нормативно-правовая база разработанна нормально и с ней особых проблем у предпринимателей вроде бы быть не должно, тем не менее из-за вымогательств со стороны налоговиков многие коммерческие структуры сворачивают производство. Из-за этих “непредвиденных расходов” они не могут вести стратегическое и оперативное планирование своей работы. В результате в стране количество закрывающихся предприятий значительно больше, чем функционирующих или открывающихся”, – сказал Г.Ибадоглу.
Помимо всего прочего, по мнению экономиста, предприниматели не имеют возможности развиваться и из-за бюрократических проволочек, умышленно чинимых налоговиками. В качестве примера он сослался на приказ министра налогов Фазиля Мамедова от 15 января 2002 года, согласно которому теперь копии всех документов о финансовых операциях (даже копии конктрактов) субъектов коммерческого сектора с госорганизациями должны представляться в Минналогов. Это привело к тому, что многие коммерческие структуры стали замораживать свои деловые отношения с государственными.
В свою очередь член политсовета АМИП Назим Иманов назвал злополучные 56% недопустимо низкими. Хотя принимать их за основу экономической экстраполяции выполняемости прогнозных заданий ведомства он не стал бы. Другое дело, что при динамично и эффективно развивающейся экономике любой страны текущие месячные показатели сбора налогов не должны сильно разниться. Оппозиционер согласился с тем, что в условиях нашей действительности эти показатели увеличиваются к концу каждого квартала по причине активизации самих налоговиков.
Говоря о бюджете 2002 года, Н.Иманов отметил, что заложенные в него прогнозы сильно занижены, поскольку сегодня объемы капиталла, вращающегося в теневой экономике, не уступают цифрам, фигурирующим в официальной статистике. В некотором роде это и объясняет причину недобора. Хотя, может быть, происходящее в налоговом секторе – отражение всех макроэкономических процессов в стране и причина вовсе не в продуктивности работы налоговиков?..
Экономист также сообщил, что особо беспокоиться о выполняемости бюджета нынешнего года не стоит, поскольку в стране уже давно происходит “перекладывание государственных денег в карманы отдельных чиновников, и наборот, в случае недобора государственных налогов и пошлин, бюджетные расходы покрываются украденными ранее деньгами”. Сказанное относится, например, к Министерству налогов и Государственному таможенному комитету…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год