Причина всемирного психоза по поводу признания “геноцида армян”

НУРАНИ

Как сообщило ереванское агентство “Снарк”, решением 78 из 141 законодателей американского штата Мериленд признан факт “геноцида армян” в Османской Турции в начале ХХ века. Как отмечает турецкое агентство “Анадолу”, признание “геноцида армян” в Мэриленде стало возможно благодаря совместным усилиям армянского и греческого лобби.

Указывается также, что госсекретарь США Колин Пауэлл за день до голосования направил в Мериленд письмо, в котором советовал не признавать “геноцид армян”, однако призыву госсекретаря в Мэриленде, по всей видимости, не вняли.

Как можно понять из материалов, размещенных на компьютерном сайте Генеральной ассамблеи штата Мэриленд, осенью 2000 – зимой 2001 годов палата представителей и сенат штата действительно рассматривали резолюции о “геноциде армян”.

Более того, из текста документов нетрудно установить, что законодатели штата подвергли их весьма серьезной правке. Так, изъяты пункты, где современную Турцию обвиняли во всех смертных грехах за отказ признать “геноцид армян”, изъято указание, что изучение “геноцида армян” должно быть включено в программы народных школ Мэриленда, ограничены временные рамки – речь идет не о “геноциде армян в 1915-1923 годах”, а исключительно о 1915 годе.

Это уточнение, на первый взгляд, не меняет сути дела, однако расширение “хронологических рамок” – это уже прямое указание, что “геноцид армян”, дескать, продолжался и после исчезновения Оттоманской империи, и, следовательно, по армянской, разумеется, версии, ответственность за него должна нести и Турецкая Республика. И самое главное, из текста резолюций изъяты пункты, где указывалось, что армянский народ не получил никаких компенсаций и репараций. Самое удивительное, однако, заключается в другом. В списке законодательных актов, одобренных в штате Мэриленд 10 апреля, “армянский геноцид” не упоминается.

Теоретически возможность “утки”, безусловно, существует. Известно, что даже уважаемая “Нью-Йорк таймс” сообщила в ноябре 1945 года, что Нюрнбергский трибунал принял в качестве доказательства версию речи Гитлера, содержащую часто цитируемое сегодня высказывание: “В конце концов кто сегодня говорит об истреблении армян?”, – в то время как на самом деле версия эта была судом отвергнута.

Армянские масс-медиа периодически сообщают о том, что на рассмотрении того или иного парламента находится резолюция о “геноциде армян”. Если основываться на информации армянских СМИ, то в настоящее время ожидается рассмотрение подобных резолюций в бундестаге ФРГ и в парламенте Нидерландов. Совсем недавно решение о “геноциде армян” было принято сенатом Франции.

Парламент Швейцарии резолюцию о “геноциде армян” отверг, и вряд ли подобный документ имеет шансы быть принятым и в бундестаге ФРГ: терять голоса многочисленной турецкой общины не захочет ни одна из влиятельных партий.

В свою очередь, усилия “армянского лобби” в этом направлении после начала войны с Азербайджаном заметно возросли. Теперь уже события на Южном Кавказе трактуются как продолжение “геноцида армян”.

В документах сената и палаты представителей штата Мэриленд Азербайджан не упоминается, однако через законодательные органы штата Калифорния, к примеру, уже пытались протащить резолюцию, где события в Сумгайыте уже трактовались как продолжение “геноцида армян”, а в качестве средства “спасения” от “геноцида армян” Нагорного Карабаха называлось ни много ни мало признание независимости “НКР”.

В США уже предпринимаются попытки наполнить решения по “геноциду” конкретным финансовым содержанием. Так, после очередного решения штата Калифорния решением суда одна из влиятельных американских компаний получила специальный фонд в размере нескольких миллионов долларов, из которого должны осуществляться выплаты наследникам армян, живших в Турции в начале ХХ века и имевших накануне первой мировой войны страховые полисы этой фирмы. Правда, непонятно, какой будет процедура установления наличия полиса, прав наследования и т.д. Так что кампания по признанию “геноцида” уже облегчила карман американских налогоплательщиков.

В чем же причина чуть ли не всемирного психоза в связи с событиями вековой давности? Не исключено, что не последнюю роль тут сыграло и нежелание иных сил в Европе допустить принятие Турции в ЕС. Анкара добивается этого достаточно давно. Вместе с тем к северо-западу от Босфора единого мнения на этот счет явно не существует.

Будем откровенны: для многих политиков Европы, где все чаще говорят об опасном росте расизма и где все чаще к власти приходят так называемые “новые правые”, для многих неприемлемо само по себе членство мусульманской страны в “европейской семье”. Другие опасаются массовой трудовой миграции из Турции и конкуренции на рынках труда европейских стран. Третьи просто не хотят делиться влиянием: вступление в ЕС 60-миллионной Турции заметно изменит расклад сил в Европе. И, самое главное, существуют и те, кому появление на европейских рынках качественной и сравнительно дешевой продукции турецких предприятий обещает серьезные “проблемы для бизнеса”.

Это уже, как минимум, означает появление в Европе экономического лобби, не заинтересованного во вступлении Турции в ЕС. А от этой незаинтересованности до желания играть на обострение отношений между Турцией и европейскими странами – один шаг. И в подобной ситуации в качестве средства сгодится все. В том числе и союз с армянскими лоббистами, тем более, что резкая реакция Турции гарантирована.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год