На днях Кабинет министров Азербайджана утвердил тарифы на пробирование, клеймение и экспертизу изделий из драгоценных металлов, приготовление пробирных реактивов, выдачу регистрационных сертификатов производителям ювелирных и бытовых изделий из драгоценных камней и металлов, а также регистрацию именных клейм и проведение других лабораторных работ.
Тарифы, как передает агентство “Туран”, подготовлены на основе предложений, согласованных с министерствами финансов, экономического развития, налогов, юстиции.
Интересно, что информация вызвала неоднозначную реакцию в госструктурах, задействованных на рынке драгоценных металлов. В частности, стало известно, что в Департаменте потребительского рынка и услуг при исполнительной власти столицы, в чьем подчинении находится Управление по экспертизе и сертификации драгоценных изделий (бывшее Бюро по экспертизе и сертификации драгоценных изделий), в связи с распоряжением заняли выжидательную позицию до официального опубликования новых тарифов. Позже, если документ затронет полномочия данной организации, то, возможно, Департамент обратится в Кабмин с просьбой пересмотреть отдельные его пункты.
Объяснение простое: при разработке распоряжения правительство должно было учесть интересы госорганизации, не первый год занятой сертификацией драгоценных изделий. А поскольку этого не было сделано и правительство согласовало документ лишь с министерствами налогов, юстиции и экономического развития, то интересы департамента не были соблюдены. Правда, при этом там признали, что если все же появятся новые тарифы, то документ примет силу закона и будет распространяться на весь Азербайджан.
Так что автоматически под его действие подпадает и департамент с подконтрольным ему Управлением по экспертизе и сертификации драгоценных изделий. Другое дело, что при этом должны быть учтены объемы реализации драгоценных изделий в различных регионах страны, а тарифы – дифференцироваться. Говоря об интересах потребителей, сотрудники департамента признали, что новые тарифы не должны так уж сильно повлиять (даже при подъеме на 200-300 манатов) на цены реализуемых на рынке драгоценных изделий.
В ответ на это в Государственной пробирной палате Азербайджана при Министерстве финансов, которая осуществляет контроль над рынком драгоценных изделий, признали, что размеры тарифов станут известны в течение ближайшей недели и скорее всего они будут ниже нынешних.
Так что на ценах их объемы совершенно не отразятся. Что касается претензий Департамента потребительского рынка и услуг, то председатель пробирной палаты Исмаил Наибов считает их абсолютно необоснованными, поскольку… “управление занимается не тем, чем надо, и вообще никакого отношения к рынку драгоценных металлов не имеет”. В качестве доводов Наибов сослался на распоряжение N30 Кабинета министров от 1 февраля 2001 года, в котором четко определены полномочия пробирной палаты и обязательства проводить клеймение и сертификацию драгоценных изделий, завезенных в страну из-за рубежа.
Однако в департаменте не стали следовать распоряжению правительства и летом того же года пробирная палата обратилась с иском в Экономический суд, который после пяти заседаний объявил, что решение данного конфликта находится вне пределов полномочий суда и для этого требуется вмешательство вышестоящих правительственных структур.
В результате осенью прошлого года Минфин обратился в аппарат президента с просьбой внести ясность. Однако вопрос так и остался до сих пор открытым. А департамент тем временем ссылается на постановление N343 того же Кабмина от 1993 года, в котором написано, что сертификат качества должны иметь черные и цветные маталлы.
Однако поскольку в документе нет конкретного указания на драгоценные металлы, то правительство обратилось с запросом в Госстандарт с просьбой внести уточнения. В полученном ответе было четко указано – Госпробирная палата. Однако воз и ныне там и Управление по экспертизе и сертификации по-прежнему занимается выдачей сертификатов на драгоценные изделия.
И.Наибов видит простой выход из создавшегося положения: управление занимается защитой потребительских прав населения, но любой выявленный ими факт нарушения должен проверяться именно пробирной палатой.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год