Сколько в Азербайджане беспризорных детей?

Г.МАМЕДЗАДЕ

Предстоящее принятие “Закона о бомжах и бродягах” первым делом ударит по уличным детям, которых будут отлавливать на улицах, предостерегает заместитель председателя Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи (АНК ХГА) Тамилла Зейналова.

А что дальше? Где найдут пристанище эти дети – в детском приемнике Хатаинского района или в колонии для несовершеннолетних? Ведь в Азербайджане, невзирая на растущее количество беспризорных детей, еще не созданы специализированные центры, где дети смогут обрести пищу, ночлег и получить образование.

Детская комиссия ХГА подготовила проект дома для уличных детей, рассчитанный на 140-150 человек, но не в состоянии осуществить задуманное, поскольку здесь требуется поддержка как минимум четырех министерств – МВД, юстиции, здравоохранения, молодежи и спорта, а также мэрии Баку.

Еще в 1992 году детская комиссия АНК ХГА провела в Азербайджане дифференциацию детей, нуждающихся в материальной и морально-психологической помощи.

В отчете комиссии подчеркиваются такие факты, как плачевное состояние детских домов и интернатов, детских больниц, обшарпанные необогреваемые школы. Тысячи детей не посещают школьные занятия, попрошайничая или подрабатывая на улицах. Недавно журналисты столкнулись с ситуацией, когда беспризорные подростки пытались устроиться на ночлег в… картонных коробках на вокзале. При этом “самые удобные коробки” доставались “самым влиятельным” из них.

Обычное состояние этих детей – потрепанная одежда, прохудившаяся обувь, недоступность образования, медицинских услуг, элементарных атрибутов гигиены и быта, отсюда завшивленность и чесотка.

Все это происходит на фоне того, отмечает Т.Зейналова, что “безработица в стране приняла такую устойчивую и обширную форму, что пора констатировать люмпенизацию некоторой части населения”.

Семьи с нетрудоустроенными родителями стали типичным явлением и среди городской интеллигенции, и на селе. И их дети, вместо занятий музыкой или спортом, посещения школ, вынуждены работать зазывалами на транспорте, мойщиками машин или помощниками торговцев, продолжает Т.Зейналова. Кстати, комитет выделил одежду для 36 детей, проживающих в Сабаильском районе, чтобы те имели возможность посещать школу. Комиссия также располагает списком детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении за пределами страны.

В число самых нуждающихся, помимо детей из сельских и городских семей, живущих за чертой бедности, занесены и дети-инвалиды, и дети беженцев, и т.н. “асоциальные дети”.

Дети беженцев составляют одну треть от общего числа беженцев. Единственным “усовершенствованием” их быта является переселение большинства семей из палаток в глинобитные и камышовые жилища, также весьма далекие от нормальных жилищных стандартов, отмечается в отчете детской комиссии ХГА. Семьи, размещенные в городских студенческих общежитиях, живут в условиях невероятной скученности, по 9-10 человек в маленьких комнатушках площадью 12-14 кв. м.

Ужасающе и состояние детей, обреченных на бродяжничество, ставших заложниками взрослой криминальной среды и некоторой части полиции. Случается, что при арестах воровских групп именно на этих детей и подростков “вешаются обвинения”. Т.Зейналова отмечает, что проблема детской беспризорности наиболее остра для Баку, ставшего центром неконтролируемой миграции вследствие карабахской войны и других социально-экономических факторов.

Установить точную цифру уличных детей практически не представляется возможным. По неофициальным данным Минобразования, их число составляет 20 тысяч человек, хотя ЮНИСЕФ и ряд международных гуманитарных организаций определяют численность беспризорных детей от 50 до 100 тысяч человек. Детская комиссия ХГА показывает и количество т.н. “социальных сирот”, живущих в детдомах при здравствующих родителях. Таких детей порядка 80 тысяч! ХГА пытается помочь многим из них в обеспечении, устройстве в интернаты или санатории, но чаще всего эти дети совершают побег и возвращаются на улицу…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: