Ч.МАМЕДОВ
Вступивший в силу с начала текущего года обновленный Налоговый кодекс (НК) по-прежнему остается предметом жарких споров и дискуссий отечественных бизнесменов. Особенно из сферы малого и среднего предпринимательства (МСП).
В частности, выражается недовольство многими пунктами и статьями главного налогового документа страны. Аргументы: он не отображает реалии протекающих в стране экономических процессов. В свою очередь налоговики, успокаивая бизнесменов, апеллируют к тому, что, дескать, кодекс не догма и в него еще будут вноситься изменения и дополнения. А так, мол, процесс уже пошел и носит динамичный характер.
По официальным данным, прогнозные задания на 2001 год Минналогов выполнило на 93%, перечислив в казну 2 трлн. 898 млн. манатов, и львиная доля этой суммы, конечно же, пришлась на негосударственный сектор. То есть, на предпринимателей. Между тем налицо явный гигантский дисбаланс между тем, как много требуют от частного сектора и как мало его поддерживают. А за фактами ходить далеко не надо: с 1999 по 2001 год из госбюджета по линии Национального фонда помощи предпринимательству страны только 36 предприятиям было выделено всего лишь 5,4 млрд. манатов. Причем 3 млрд. из них – в прошлом году.
В текущем же году статьей расходов бюджета предусмотрена финансовая поддержка предпринимательству в сумме 13 млрд. манатов. Но, как считают в руководстве Конфедерации предпринимателей Азербайджана (НКПРА), дело даже не в том, что эта сумма символична для удовлетворения сегодняшних нужд предпринимательства. Скорее всего не отработан эффективный механизм ее использования, при котором судьбы государственного кредитования бизнеса решал бы не “сухарь-чиновник”, всегда сетующий на малопривлекательность якобы многих бизнес-планов и проектов, а компетентная экспертная комиссия.
В целом, говоря с оглядкой и весьма обтекаемо о своих проблемах, отечественные бизнесмены зачастую лукавят: до сих пор в их среде велик страх попасть в “немилость” властей. И не мудрено, когда на глазах многочисленные факты ухода с азербайджанского, с позволения сказать, рынка даже достаточно грамотных в сфере бизнеса иностранных компаний. По разным данным, только за два года (1999-2000 гг.) рынок страны покинули до 2 тыс. иностранных и отечественных предпринимателей.
К сожалению, официальной статистики за прошлый год, как и водится в таких случаях, пока нет. Но есть главные причины, из-за которых “нормальный” бизнес повсеместно сталкивается с экономическим и правовым беспределом власть имущих. По данным той же НКПРА, ежегодно сферу бизнеса в Азербайджане покидают в среднем до 3 тыс. предпринимателей (юридических лиц) и около 1,5 тыс. приходит начинающих. Последние почему-то наивно полагают, что именно им должно повезти. Но, увы…
Большие надежды возлагали предприниматели на обновленный Налоговый кодекс, особенно в части упрощенной системы налогообложения. Попросту надеялись, что все идет к тому, что налоговики начнут решать свои проблемы не за счет так и не вставшего на ноги азербайджанского предпринимательства. И напрасно надеялись, поскольку их же еще и обвинили (мотивируя отмену упрощенной системы налогообложения) в… резком сокращении налоговых сборов. Дескать, бизнесмены приспособились дробить свои предприятия на мелкие, чтобы их оборот не превышал планку в 100 млн. ман., при которых взимался только 2%-ный налог на прибыль.
Собственно, и число-то налогоплательшиков из категории якобы “раздробившихся” возросло в текущем году не намного (если брать масштабы страны), со 153 тыс. до 178 тыс. Бизнесмены не отрицают, что был такой “грех”, но в то же время он не носил эпидемический характер, чтобы вот так, одним махом зарубить на корню всю систему упрощенного налогообложения.
В принципе общепринято, что понятия “справедливая налоговая система” как такового не существует вообще. Отсюда и все поиски налогообложения “по-божески” – это напрасная трата времени. А потому в большой армии новоявленных азербайджанских предпринимателей предпочитают обсуждать эту проблему в крайне узком кругу “своих”, заодно делясь еще более изощренными способами уклонения от налогов. А таких, как известно, немало.
Не для кого не секрет, что сами налоговики, орудуя по принципу “закон – что дышло, как повернешь – так и вышло”, поставили на широкую ногу практику “двойных стандартов” в налоговых сборах. Для части предпринимателей установлен (согласно их положению и связям в “верхах”) щадящий режим налогообложения, так сказать, по заведомо фиксированной таксе. Для других относительно преуспевающих фирм и предприятий – режим систематических и назойливых проверок, что называется, “до посинения”, или вернее до “позеленения”.
Одновременно, вовсю форсируются жесткие меры по налоговому контролю за рынками, ярмарками и другими объектами торговли, надзор за которыми возложен на так называемые стационарные налоговые пункты (СНП). В скором времени предположительно их только в столице появятся до 70, а в целом по стране до 200. В общем, похоже, что в текущем году мимо налоговой службы даже муха не пролетит, не заплатив пошлину. Все это – под громкое декларирование того, что в Налоговом кодексе до 100 статей посвящено именно защите прав налогоплательщиков. Только кто эти статьи чтит, если сами налоговики, по словам бизнесменов, уже изначально относятся к ним чуть ли не как к уличенным в тяжком преступлении?
Между тем сам НК, судя по комментариям специалистов, вобрал в себя все лучшее, что могли его азербайджанские авторы позаимствовать в налоговом законодательстве не только государств СНГ, но и развитых стран Европы. Однако, очевидно, не поинтересовались при этом: что такое чиновник в Азербайджане и что такое “там”, где вообще нет налогового законодательства (США, например), а элементарно создана такая система, при которой налогоплательщик может даже гордиться не только тем, что вовремя платит налоги, но и тем, что платит их больше всех прочих.
Тем не менее в одно из своих нечастых общений с предпринимателями, руководство Минналогов все же обещало приструнить 3-тысячную армию своих чиновников. Как это будет выглядеть в итоге, очевидно, покажет не только время, но и выполнение последними своих прогнозных заданий на нынешний год…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год