Н.АЛИЕВ, НУРАНИ
Вчера МИД Армении направил внешнеполитическому ведомству Израиля ноту протеста в связи с заявлением посла Израиля в Армении по поводу геноцида армян. По сообщению РИА “Новости” со ссылкой на управление по связям с общественностью МИД Армении, в ноте, в частности, говорится, что “Армения считает неприемлемой попытку опровержения факта геноцида армян, по какой бы причине это ни делалось”.
Мы уже сообщали о развитии скандала в политических кругах Еревана. Напомним, что он разгорелся в связи со словами израильского посла в Ереване Ривки Коэн о том, что “нельзя проводить параллели между трагедией армянского народа и Холокостом евреев”.
Ранее пресс-секретарь МИД Армении Дзюник Агаджанян назвала “печальным” то, что “политическое руководство нации, прошедшей через Холокост, придерживается подобной позиции”. А одна из политических партий Армении даже потребовала объявить Ривку Коэн персоной нон грата.
Как известно, Израиль не признает “геноцида армян”, и официальную позицию своей страны Ривки Коэн и изложила в своем заявлении, вызвавшем в Армении столь резкую реакцию.
Антиизраильская истерия в Армении продолжает нарастать. Если раньше главными действующими лицами были представители радикальной части политического спектра, то сегодня уже с ними откровенно блокируются армянские официальные структуры.
Правда, у официального Еревана попросту нет выбора. В сегодняшней Армении “Дашнакцутюн” – по сути дела единственная серьезная политическая сила, которая согласна если и не поддерживать нынешнего президента Роберта Кочаряна, то хотя бы его терпеть. А для дашнаков концепция “мести” за мифический “геноцид армян” – это основа партийной программы и идеологии. И теперь истерия вокруг “геноцида армян” и т.д. в Армении взвинчена до такого уровня, что проявить здравый смысл и воздержаться от резких действий власти уже не могут.
Плюс ко всему сегодня в результате перманентного политического кризиса в Армении сложилось неустойчивое равновесие: у оппозиции явно не хватает сил свергнуть президента Кочаряна, но и президент слишком слаб для того, чтобы начать наступление на оппозицию и радикально упрочить свое положение. В такой ситуации рассуждать о “политическом прагматизме” и о последствиях обострения отношений с Израилем – политическое самоубийство.
Конечно, между нотой протеста и разрывом дипломатических отношений лежит дистанция огромного размера. И благодаря хирургической операции по удалению аппендикса Кочарян получил неожиданный тайм-аут. Но он не может продолжаться вечно.
И Кочаряну, которого оппозиция постоянно обвиняет в предательстве национальных интересов, вряд ли удастся успокоить “радикалов”, которые неизбежно потребуют от президента идти до конца, то есть до объявления Ривки Коэна персоной нон грата, разрыва дипломатических отношений и т.д. Тем более, что в Израиле вряд ли станут в ответ корректировать свою позицию.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год