Цены на нефть медленно растут

Согласно последним данным мировых информационных агентств, цена нефти Brent (апрельские контракты) на лондонской бирже IPE по итогам торгов последних дней незначительно подорожала и составила $20,92 за баррель. Нефть Light Sweet на нью-йоркской бирже NYMEX подорожала до $21,52 за баррель.

Как мы уже не раз отмечали, этот вопрос имеет первостепенное значение для Азербайджана, так как, судя по данным прошлогодних экспортно-импортных операций, страна в течение всего 2001 года экспортировала 9,1 млн. тонн сырой нефти на сумму $1,725 млрд., что составило 75% всего экспорта страны. При этом общий экспорт достиг $2,314 млрд., а импорт – $1,431 млрд. Причем с каждым годом доля экспорта сырой нефти в общем торговом балансе страны неуклонно возрастает. Например, в 2000 году он составлял 56,5% ($985 млн.) от общего показателя ($1,745 млрд.).

В этой связи особую значимость приобретают заявления независимых аналитиков о том, что текущие результаты сделок на электронных торгах на мировых биржах свидетельствуют о настроениях рынка зафиксировать прибыль после вышеуказанного роста цен на нефть и тем самым осуществить коррекцию к понижению. То есть наметившаяся тенденция к росту цен на сырье, продолжения, судя по всему, не получит и торговые сделки будут осуществляться с учетом возможного понижения цен.

Эксперты полагают, что настроения рынка формирует давление аналитической информации о снижении спроса на нефть и увеличении ее промышленных запасов и запасов производных энергоносителей. К тому же в ближайшие дни можно было бы ожидать резкого роста цен на нефть, при условии серьезности намерений США применить силу по отношению к Ираку. Пока что подобные декларации остаются слухами и не стали причиной остановки иракского нефтяного экспорта, что привело бы к снижению объемов экспортной нефти на мировые рынки.

Обнадеживающими для Азербайджана можно считать прогнозы о том, что существенного понижения фьючерсных котировок не ожидается, так как в последнее время общее настроение рынка понемногу все же склоняется к ожиданиям среднесрочной перспективы роста мировых цен на нефть. Об этом свидетельствует более активная реакция рынков на проявление любой позитивной информации. В любом случае, как сообщает Wall Street Journal, все прояснится после консультаций руководителей ОПЕК (на его долю приходится до 40% мирового производства нефти) с Россией, которые должны состояться в ближайшее время.

Тогда и станет известно, насколько реально решение ОПЕК относительно продления ограничения добычи на II квартал текущего года. Напомним, что еще осенью 2001 года ОПЕК приняла решение сократить добычу нефти с 1 января 2002 года на 1,5 млн. баррелей в сутки (около 6,5% от общей добычи), но только в том случае, если не входящие в картель Мексика, Норвегия и Россия также сократят объемы добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Как и обещала ОПЕК, в первый же день текущего года она снизила добычу на 1,5 млн. баррелей в сутки, а независимые нефтепроизводители в общей сложности на 462,5 тыс. баррелей.

В результате в начале марта генсек ОПЕК Али Родригес намерен посетить Россию с тем, чтобы убедить ее продлить действие ограничения экспорта нефти до 1 июля текущего года. Если это ему удастся, то повышение цен на нефть на рынках станет очевидным. Теперь о том, что конкретно может ожидать Азербайджан от положительных результатов переговоров России и ОПЕК.

Известно, что продажная цена нефти в бюджете 2002 года была заложена на уровне $19. Если вспомнить, что на протяжении всего января цены на мировых биржах на это сырье колебались в пределах этой же цифры, то можно констатировать, что пока бюджет страны от продажи сырой нефти практически ничего не приобрел, или доходы были столь малы, что подводить какой-то предварительный баланс было бы неверно. Можно только подсчитать, сколько страна выиграет, если нынешняя цена на нефть сохранится в течение всего года.

Уместно вспомнить прошлогоднее заявление министра финансов Авеза Алекперова о том, что изменение на мировых рынках цены на нефть на 1 доллар за баррель конкретно отражается на выполняемости бюджета, а в манатном эквиваленте госказна теряет (или наоборот, приобретает дополнительные) 87-90 млрд. манатов. Приняв потерянные для бюджета 45 прошедших “нефтяных” дней года, получаем порядка 158 млрд. манатов – всего на 30 млрд. меньше суммы, которая была выделена из бюджета 2002 года на компенсацию льгот граждан.

Хорошо хоть, в отличие от некоторых нефтезависимых государств, в Азербайджане наблюдается рост показателей и в ненефтяных секторах экономики. Западные экономисты, апеллируя к этой взаимосвязи, утверждают, что падение цен на нефть – которая, вместе с газом – опора российской экономики – начинает демонстрировать слабые стороны возрождения экономики этой страны.

Более того, в своих прогнозах они все чаще высказываются в том духе, что если Россия не снизит уровень своей зависимости от нефти, то в конце концов это приведет к остановке экономического роста, опустошит госказну и валютные резервы, а возможно, и станет причиной нового финансового кризиса.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: