М.БАГИРОВ
Организованное при поддержке Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) в ноябре прошлого года Общество жертв правозащитников без дела, как выясняется, не сидит. Напомним, что главной мишенью руководители этой структуры избрали представителей местного комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи (ХГА), и конкретно, ее руководителя Арзу Абдуллаеву и активистку организации Таисию Гордееву. Вчера председатель инициативной группы Общества жертв правозащитников Бахтияр Бадалов провел очередную пресс-конференцию, на которой любезно сообщил о своих дальнейших планах.
Надо сказать, что дату проведения пресс-конференции, которая, как известно пришлась на широко отмечаемый во всем мире день Святого Валентина, “жертвы правозащитников” выбирали вполне сознательно. Кроме того, по словам Б.Бадалова, 14 февраля – не только день влюбленных, но и день рождения азербайджанского комитета ХГА, то есть, дата его регистрации в Минюсте ровно два года назад. Ну разве можно в такой день оставить правозащитников без подарков?
Такой “валентинкой”, надо понимать, и стала вчерашняя пресс-конференция. Правда, подарок получился весьма своеобразный. Так, Б.Бадалов сообщил, что будет добиваться закрытия местного комитета ХГА, поскольку “деятельность этой организации не имеет ничего общего с той, что заявлена в ее уставе”. Представители Общества жертв правозащитников заявили о том, что комитет ХГА вмешивается в личные дела граждан, присваивает чужое имущество и вообще ведет себя не как правозащитная структура, а как “преступная группа”. Это словосочетание использовалось Б.Бадаловым вчера неоднократно, причем в самых разных интерпретациях. Отличился его коллега Вагиф Гусейнов, который применительно к комитету ХГА говорил о “мафии”, в которой, с его слов, состоит даже прокурор Баку!
Как утверждает В.Гусейнов, правоохранительные органы абсолютно не реагируют на имеющиеся у него и его коллеги документы, которые, как считают “жертвы правозащитников”, могли бы стать основанием для возбуждения против членов комитета ХГА около 40 уголовных дел! В пресс-релизе в качестве таких уголовно наказуемых деяний названы “факты похищения людей, незаконного лишения свободы, клеветы, оскорбления, нарушения неприкосновенности частной жизни и жилища, кражи, мошенничества, присвоения чужого имущества, грабежа, вымогательства”.
“Почему в 1997 году, – говорится в пресс-релизе, – Насиминская райпрокуратура, имея на руках 117 страниц материалов о финансовых нарушениях благотворительного общества “Идрак”, руководимого Арзу Абдуллаевой, отказалось открыть уголовное дело и в то же время по заявлениям возглавляемого ею же комитета ХГА преследует простых граждан из-за неправильно поставленной точки в документе или просто на основании чистого вымысла? Разве это не коррупция?”
Б.Бадалов сообщил, что подал иск в Насиминский райсуд против комитета ХГА в связи с “противоправными действиями по захвату квартир”. Рассмотрение дела состоится 27 февраля. В комитете ХГА обвинения со стороны Общества жертв правозащитников называют “клеветой”. “В отношении Бадалова имеются решения районного, апелляционного и верховного судов, где указано, что он обманным путем приобрел себе жилье пенсионерки Тамары Рабинович, признанной судом невменяемой”, – об этом сообщила “Эхо” Таисия Гордеева. Как выяснилось, правозащитница уже обратилась в прокуратуру Ясамальского района с просьбой провести расследование по фактам создания Общества жертв правозащитников и публикации заказных материалов против Гордеевой в ряде изданий, в частности бакинском выпуске “Комсомольской правды”.
Правозащитница обратилась также в суд с иском о возмещении морального ущерба в размере 100 млн. манатов. Комментируя обвинения о “хищениях” по линии благотворительного общества “Идрак”, Т.Гордеева назвала их ложью, добавив, что “если Б.Бадалов имеет 117 страниц компромата, то пусть обнародует”.
Более того, имеет претензии Т.Гордеева и к главе ПЦА Эльдару Зейналову, в отношении которого также намерена добиваться принятия конкретных мер по линии правоохранительных органов. По ее словам, глава ПЦА является автором доклада “Очередной удар по правозащите”, в котором, по словам Т.Гордеевой, распространены “клеветнические сведения” о ней. Обнародование этого доклада правозащитница считает свидетельством невменяемости Э.Зейналова.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год