Фондовая биржа: окно с видом на рынок

Ч.МАМЕДОВ

Вчерашний брифинг для журналистов, организованный Бакинской фондовой биржей (БФБ), развеял слухи вокруг БФБ, которые уже начали было муссироваться. Прежде всего, председатель наблюдательного совета БФБ Эльдар Гарибов (он же председатель правления коммерческого банка “МBаnк”, одного из акционеров БФБ), избранный на эту должность буквально накануне, развеял все сомнения относительно “разваливающейся” якобы фондовой биржи, только на том основании, что сразу три ее акционера (Kontinent Bank, Mars Investment и Bay Bank) в сравнительно короткий промежуток времени решили покинуть ряды акционеров БФБ.

К слову, как сообщил “Эхо” президент БФБ Салим Криман, правление Bay Bank после некоторых раздумий все же изменило свое первоначальное намерение. Более того, новым акционером БФБ уже фактически стала еще одна финансовая структура – Ilk-Bank. То есть, изменение состава акционеров фондовой биржи – процесс естественный и непонятно – с какой вообще стати относить его в категорию из ряда вон выходящих. Особенно, если учесть, что БФБ как структура рынка ценных бумаг – явление для страны новое, переживающее становление, формирующееся и только-только определяющееся в своих приоритетах и ориентирах.

БФБ, отмечавшая прошлой осенью в годовщину своей финансово-хозяйственной деятельности, сумела получить в 2001 году доход в размере порядка 230 тыс. долларов США. Самый большой объем сделок на бирже составил операции по государственным краткосрочным облигациям (ГКО). В прошлом году по ним состоялось 23 аукциона, а всего за год объем размещенных ГКО составил по номиналу около 470 млрд. манатов (по реально действующим ценам – 450 млрд. ман.). По самым последним данным уже в феврале текущего года сумма сделок на БФБ по акциям достигла 1 млн. а по фьючерсным сделкам – 650 тыс. долларов. В целом значительно активизировались в последнее время операции БФБ по обращению корпоративных ценных бумаг и фьючерсов.

Причем – учитывая, что эти финансовые инструменты стали использоваться операторами азербайджанского фондового рынка совсем недавно. Собственно, уже только эти аргументы “опрокидывают” все, преимущественно дилетантские, кривотолки вокруг БФБ.

И конкретно – по части ставшей своего рода стереотипом: БФБ, дескать, структура чуть ли не элитарная и простому смертному (обладателю акций) здесь делать нечего. Однако специалисты считают это в корне неверным. Акционирование как наиболее приемлемая форма приватизации в Азербайджане – вовсе не означает, что акции всех (на сегодня до 55 тыс.) акционированных предприятий должны высоко котироваться на рынке ценных бумаг страны.

Предназначение фондового рынка само по себе – это прежде всего формирование инвестиционных потоков в сферу крупного бизнеса. А следовательно и “запарка” на БФБ будет только с появлением на азербайджанском рынке ценных бумаг крупных перспективных компаний, бизнес которых требует солидных инвестиций.

Отсюда вполне объяснимы и главные усилия БФБ, направленные в текущем году на создание необходимых условий для обеспечения роста ликвидности корпоративных ценных бумаг, всесторонней информированности потенциальных инвесторов и эмитентов.

В эту же плоскость ложатся и вовлечение последних к участию в биржевых торгах, активизация деятельности самих акционеров БФБ, а также выработка конкретных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей рынок ценных бумаг. А посему, как говорится, “еще не вечер” – ни для самой фондовой биржи, ни для нынешних и всех потенциальных участников ее торгов.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: