Р.ОРУДЖЕВ
Вчера в Баиловской тюрьме завершился Апелляционный суд по делу капитана второго ранга Джан-мирзы Мирзоева, приговоренного ранее к 8-ми годам лишения свободы по обвинению в подстрекательстве к убийству начальника Бакинского высшего военно-морского училища контр-адмирала Эдуарда Гусейнова в 1993 году.
Апелляционный суд оставил в силе приговор, вынесенный судом первой инстанции в прошлом году. При этом Апелляционный суд обосновал свое решение показаниями подсудимого Алиюсифа Таирова, данными в ходе предварительного следствия и в суде первой инстанции. Таиров, осужденный на пожизненное заключение за серию тяжких преступлений, дал показания против Джан-Мирзы Мирзоева. Однако в ходе Апелляционного суда Таиров заявил, что следователи принудили его к даче показаний против Мирзоева.
Тем не менее Апелляционный суд не принял во внимание данное заявление, посчитав его алогичным. Напомним, что имя Джан-Мирзы Мирзоева было включено Советом Европы в список политзаключенных. Ничего удивительного в очередном повороте судебных перипетий по делу Джан-Мирзы Мирзоева его адвокат Эльтон Гулиев не видит:
– Такого решения мы ожидали, поскольку ни один правоохранительный орган в стране сегодня не посмеет вынести объективное и справедливое решение в отношении Дж.Мирзоева и Айдына Ширинова. Эту стадию нам необходимо было пройти, потому что единственная надежда этих людей – объективность Европейского суда по правам человека. Нам еще предстоят два обращения в Верховный суд – в кассационном порядке, а затем в порядке дополнительной кассации.
Мы пойдем на это, если, конечно, прежде не будет принято мудрое решение – об их безмотивном освобождении. Я полагаю, что самый удобный выход из создавшейся ситуации и для тех, кто их привлекал к ответственности, и для тех, кто выносил приговор, и для тех, кто оставляет его сегодня в силе, и вообще для спокойствия всех остальных, для успокоения правозащитных организаций – освобождение заключенных из-под стражи, мотивируя это рекомендациями Парламентской ассамблеи СЕ, не указывая оправдательных мотивов, и не говоря об их помиловании. Потому что эти люди не считают себя виновными, и миловать их не за что.
– Что является основной причиной того, что судебная система Азербайджана выступает сегодня против оправдания Дж.Мирзоева?
– Я бы не сказал, что она выступает против оправдания. Просто система сама сложена таким образом. И Апелляционный суд, да и вообще никакой судебный орган в стране сегодня не возьмет на себя смелость оправдывать его, т.е. порочить репутацию правоохранительных органов – и суд первой инстанции и органы предварительного следствия, которые вообще и придумали это уголовное дело.
– То есть, дело в элементарном страхе?
– Здесь моментов психологических может быть много, но, я думаю, что главная причина в том, что делаются всяческие попытки узаконить незаконные действия предыдущих судей, следователей, прокуроров. Другого объяснения я просто не знаю. Конечно, могут присутствовать и те мотивы, о которых вы говорите. Судьи, которые берутся рассматривать это дело – сами не рады, потому что им приходится на незаконное решение накладывать еще и свой отпечаток. Но все это формально и поверхностно. То есть, по сути в деле ничего не меняется, то есть мотивов и оснований для осуждения Дж.Мирзоева нет и никогда не было.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год