Н.ГУЛИЕВА, Т.ГАРИБОВ
Правительственная делегация Азербайджана во главе с министром финансов Авезом Алекперовым завершила в Вашингтоне переговоры с руководством Всемирного банка (ВБ) по получению второго кредита для поддержки структурных реформ – SAC-2.
Как сообщили “Эхо” в пресс-службе Министерства финансов, по итогам встреч А.Алекперов и куратор проекта от ВБ Кристи Питерсен подписали протокол, согласно которому банк выделит Азербайджану кредит в сумме 60 млн. долларов. Проект, отражающий предоставление этих средств двумя траншами по 30 млн. долларов, будет утвержден в марте этого года на заседании совета директоров банка. Средства будут перечисляться в госбюджет Азербайджана.
Предполагается, что Баку будет выплачивать ВБ долг по 0,75% в течение 35 лет, 10 лет из которых льготные, то есть Азербайджан начнет возвращать долг банку с 2012 года. В 2012 – 2020 гг. Азербайджан станет перечислять этой структуре ежегодно 2,5%, а затем 5% общего долга. Напомним, что кредиты сроков на 35 лет обычно выдаются странам, в которых валовый национальный продукт на душу населения составляет $865. По расчетам специалистов Минфина, в 2005 г. валовый национальный продукт на душу населения в стране достигнет $1000.
Следует отметить, что данный кредит “достался” Азербайджану нелегко. Не раз представители азербайджанской стороны высказывались по поводу слишком затянувшихся переговоров с банком. А совсем недавно сам А.Алекперов выступил с сенсационным заявлением, в котором отметил, что в ВБ есть некие силы, работающие на армянское лобби, которые тормозят кредиты, выделяемые банком Азербайджану. Обеспокоенность и резкий тон министра в данном случае вполне понятны.
Во-первых, для получения кредита SAC-2 правительству пришлось выполнить целый ряд условий ВБ, последним из которых стало создание 31 января текущего (в этот день истекал срок выполнения условий) Тарифного совета при Кабмине. Во-вторых, эти деньги были необходимы для покрытия дефицита госбюджета 2000 года в 420 млрд. манатов…
Кстати, как сообщили в Минфине, скорее всего средства первого транша кредита будут в первую очередь использованы как для этой цели, так и для поддержки госбюджета текущего года, дальнейшей реализации приватизационной программы и программы по сокращению бедности в стране. Определенная сумма будет выделена и на совершенствование энергетического, коммунального, частного и банковского секторов. Как сообщается, условия выдачи второго транша SAC-2 связаны с осуществлением нормативной базы экономических реформ. При успешном выполнении условий оставшиеся 30 млн. долларов Азербайджан может получить в ноябре этого года.
Как утверждают местные эксперты, именно резкие заявления азербайджанской стороны заставили ВБ прийти к окончательному решению по выделению кредита SAC-2.
За комментариями по поводу прошедших переговоров мы обратились в вашингтонский офис ВБ, к руководителю проекта SAC-2 Кристиану Питерсену. Он назвал встречи с азербайджанской делегацией “интенсивными и продуктивными”. По его словам, об отсутствии какой-либо напряженности в отношениях между ВБ и правительством Азербайджана говорит тот факт, что стороны смогли подписать соглашение по кредиту SAC-2.
– Я думаю, что азербайджанская сторона выполнила все условия для выделения кредита в кратчайшие сроки. Обычно период от даты подачи заявления по поводу предоставления кредита до его выделения растягивается примерно на год. Я говорю это потому, что участвовал в заключение шести подобных договоров. А переговорный процесс по SAC-2 занял всего 9 месяцев. По стандартам ВБ, все было сделано достаточно быстро.
– Удовлетворил ли ВБ уровень выполнения Азербайджаном взятых на себя обязательств по проекту SAC-2?
– На нас производят особое впечатление успехи Азербайджана в сфере реализации реформ, и банк готов поощрять и предоставлять вашему правительству всяческую поддержку для скорейшего и полного осуществления этой важной программы. Отмечу последний шаг правительства – создание Тарифного совета. По-моему, это позитивно отразится на процессе улучшения системы регулирования тарифной политики, а также для защиты интересов азербайджанских потребителей.
– А как же быть с последними заявлениями азербайджанской стороны по поводу проблем, возникших между ВБ и нашей страной из-за вмешательства армянского лобби в США?
– Я не считаю, что действиям ВБ по отношению к Азербайджану нужно придавать подобную окраску. Я верю, что банк делает все для улучшения отношений с вашей страной… (Пауза.) И в этом смысле есть продвижения, на сегодня уровень сотрудничества между ВБ и правительством Азербайджана можно считать достаточно высоким и продуктивным.
– Каковы дальнейшие планы сотрудничества? Нет опасений по поводу того, что в дальнейшем ход реформ в Азербайджане затормозится?
– Существует проект соглашения между правительством Азербайджана и ВБ о программе реформ в следующем году. Этот документ подробно обсуждался и в ходе прошедших на прошлой неделе переговоров. Сегодня мы получили информацию о том, что Кабмин Азербайджана одобрил данное соглашение. И мы полностью уверены, что правительство Азербайджана при поддержке МВФ и других финансовых институтов выполнит свои обязательства в сфере реализации программы реформ.
В принципе многое зависит от отношений ВБ с Азербайджаном. Немалую роль будет играть то, насколько своевременно осуществляет правительство страны взятые на себя обязательства. Хотя, я уверен, что азербайджанская сторона все сделает на высоком уровне.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год