Тайны тарифной политики в Азербайджане

Р.НАСИРОВ

Наша газета уже сообщала о том, что определены тарифы за услуги таксомоторных компаний – и теперь за каждый километр пути водители не смогут брать с пассажиров меньше 1000 манатов. Однако эта история получила неожиданное продолжение. Оказалось, что в Министерстве налогов никто таких тарифов не утверждал. Согласно ответу, полученному нами из ведомства, Минналогов лишь сделало обязательным установку в такси таксометров. Здесь позиция Минналогов четкая, поскольку “в транспортном секторе столицы в больших размерах вращаются недекларируемые суммы, и это дело как-то надо узаконить”.

Правда, ответ, полученный нами в Минналогов, сильно удивил главу информационного отдела МЭР Агаджана Ахметова, который возмутился даже не столько тем, что вину за злополучные “1000 манатов” кто-то пытается перебросить на МЭР, а тому – каким образом вообще возможно регулировать тарифы деятельности субъектов коммерческого сектора. Это противоречит не только уставу МЭР, но и подписанному президентом страны положению о Министерстве экономического развития. И вообще, по словам А.Ахмедова, информация о том, что километр пути будет стоить около 1000 манатов, появилась в недрах Министерства налогов. Возможно, кто-то из сотрудников этого ведомства высказал идею в форме предположения.

Ситуация непонятная. Получается, что государство (при этом не важно, какое именно ведомство выступило в роли горе-новатора) берет на себя ответственность регулировать тарифы коммерческих организаций, что в принципе противоречит самой идее рыночной экономики.

В этой связи уместно привести польский пример тарифной политики в области общественного транспорта и в частности перевозки пассажиров в такси. Как оказалось, в крупных городах этой страны практикуется оригинальная система регулирования цен. Оказывается, за проезд в такси в обычные “банковские” дни следует платить сумму, эквивалентную нашим 3 тыс. манатов. В воскресные дни цена несколько выше – 4-4,5 тыс. манатов. Причем устанавливает их не государство, а некая общественная организация (можно назвать “союз таксистов”), в которую входят все функционирующие в городе фирмы, занимающиеся легковым извозом пассажиров.

Что касается конкуренции, то фирмы прибегают к системе “телефонных” скидок. Дело в том, что каждое такси подключено к телефонной сети фирмы, и если клиент сделал вызов по телефону, то таким образом он приобретает право на скидку за проезд. По усмотрению различных фирм скидки могут быть 20-30%. Разница в 10% и создает поле для ценового маневра и порождает между фирмами конкуренцию…

Интересно, что это уже второй скандал с конца прошлого года, связанный с вопросом тарифов. В первом случае Министерство связи самолично установило своеобразный тариф и определило для потребителей право пользования интернет-связью и факсимильными аппаратами в размере 20 тыс. манатов. Всю перипетию последовавших за этим недоразумений мы регулярно освещали на страницах своей газеты. Кратко напомним, что на Минсвязи иск в Экономический суд N1 помимо ряда общественных организаций (центра информационных систем технологий “Мультимедиа”, профсоюза журналистов, Союза свободных потребителей и Форума НПО) подало также МЭР. Вопрос до сих пор так и не решен. А потому на фоне судебной тяжбы тайна с авторством тарифа на такси приобретает особый оттенок.

Как бы там ни было, но с конца прошлого месяца для МЭР вообще отпала надобность судиться с кем-то по вопросу тарифов. Напомним, что 31 января 2002 года Кабинет министров Азербайджана создал тарифный совет, в функции которого будут входить стимулирование развития внутреннего производства, создание гибкого механизма применения таможенных пошлин для поднятия конкурентоспособности местных товаров, обеспечение государственного регулирования тарифов и цен в соответствии с требованиями развития экономики.

Совет, состоящий из 14 представителей ведущих министерств и ведомств страны, будет ежегодно отчитываться перед правительством. Председателем совета назначен министр экономического развития Фархад Алиев (“Туран”).

Здесь уместно добавить пару слов об истории создания данного органа. Пожалуй, последнее решение Кабмина о назначении главой совета Ф.Алиева можно назвать мудрым. Дело в том, что на вопрос создания этого органа продавливал Всемирный банк. Это было одним из требований банка, вошедших в пакет условий для реализации проекта выделения Азербайджану кредита САК-2 в размере 60 млн. долларов. Срок выполнения требования истекал 31 января, и поскольку правительство еще с 1999 года ломало голову над дилеммой “с чем едят этот тарифный совет” и никак не могло решиться на его формирование, то поскольку вопрос тарифов находился в компетенции МЭР, в Кабмине благоразумно решили поставить во главе совета министра Фархада Алиева.

Продолжая мысль, можно сказать, что теперь уже судебная тяжба между МЭР и Минсвязи автоматически потеряла юридическую подоплеку. Правда, закон не имеет обратной силы и, учитывая тот факт, что Минсвязи определило свою “пошлину” еще до того, как был создан тарифный совет, то скорее всего суд продолжится и вынесет окончательное решение по делу “МЭР против Минсвязи”. Однако вне зависимости от ее результатов глава совета всегда может пересмотреть справедливость введения этого тарифа и уже сам удовлетворит требование общественников.

И в завершение, возвращаясь к цепочке “государственные тарифы – субъекты негосударственного сектора”. Президент Национальной конфедерации предпринимателей (работодателей) Азербайджана А.Мамедов заметил, что собирается обратиться к Ф.Алиеву с просьбой включить в совет представителей конфедерации.

По мнению главы конфедерации, на протяжении последних лет в Азербайджане проводилась неверная политика в области регулирования тарифов, в результате чего предпринимателям приходится платить за коммунальные услуги гораздо большие суммы, чем государственным предприятиям: за электроэнергию в 2 раза, а за газ в 2,5 раза. “Если тарифный совет продолжит политику неравномерного распределения, то пользы от ее работы не будет”, – резюмировал А.Мамедов.

Остается надеяться, что просьба А.Мамедова будет удовлетворена. Правда, сегодня сложно предугадать, как тогда будет решен вопрос с тарифами за свет и газ для коммерческих организаций, но однозначно можно утверждать, что ляпов на подобии “тарифов на такси” тогда не будет.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: