Какой должна быть нацполитика Азербайджана?

Р.ОРУДЖЕВ

Проблемы национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане, время от времени и с разной силой приобретают статус актуальных в общественном сознании. Между тем отечественные специалисты в области межнациональных отношений по-разному трактуют степень существенности национальных проблем малочисленных этносов страны.

Одним кажется, что государство уже предприняло все возможное для того, чтобы представители этих наций и народностей чувствовали себя полноценными гражданами своей родины и что нет никаких преград для развития их языка, культуры и самосознания. Другим представляется, что госорганы закрывают глаза на существование многочисленных проблем этих народов, что в будущем может грозить новыми межнациональными распрями.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию своеобразный обзор на тему, подготовленный с помощью людей, так или иначе занятых вопросами нацменьшинств.

ФОБИЯ НАЦМЕНЬШИНСТВ

“Определенные национальные проблемы в стране есть, – признает сопредседатель ХГА Арзу Абдуллаева. – Проблемы эти можно считать отголосками драматичных явлений, связанных с имеющимся сегодня карабахским конфликтом на национальной почве. Они культивировались извне. Это и известные лянкяранские события, где была объявлена “Талыш-Муганская Автономная Республика”, и проблемы в зоне компактного проживания лезгин, которые провоцировались извне, в основном нашим северным соседом.

И сегодня Азербайджан обладает тем геостратегическим значением, которым хотят воспользоваться третьи страны, чтобы реализовать здесь старую политическую формулу – “разделяй и властвуй”. Поэтому у нас были эмиссары из лезгинского движения “Садвал”, которое, как это часто происходит, разделилось на два крыла. Националистическое крыло, как всегда взяло верх, и его эмиссары пытались разжечь конфликт на севере страны. Тогда удалось устранить причины, которые влияли на эти процессы в нашей стране, но тем не менее отголоски этих двух событий поныне еще живут в сознании людей.

И поэтому существует как бы невысказанная фобия в отношении друг к другу – у нацменьшинств к представителям титульной нации, а у азербайджанцев сохраняются опасения, что те могут вдруг подняться, и т.д. Для того, чтобы этого не было в обществе, нам нужно более серьезно заниматься государственной политикой. …В мире на этот счет существует прекрасно разработанный механизм превентивных мер, предупреждающих потенциальный конфликт. Есть эффектные государственные механизмы силового решения этих вопросов, путем ввода войск, а есть еще и работа на уровне общественного сознания.

Для этого надо проводить мероприятия, способствующие устранению этой фобии. Люди всех национальностей в Азербайджане должны чувствовать свое право пользоваться всеми гарантиями государства, иметь доступ к природным ресурсам, открыто развивать свою культуру. Чиновников наших можно обвинить в этом смысле в полном бездействии и нежелании что-либо делать. Если не культивировать доброжелательное отношение друг к другу народов Азербайджана на госуровне, рано или поздно скрытая фобия может быть реализована с помощью врагов нашей страны. Кстати, мы создали такую структуру – “Азербайджанский дом” при ХГА, с участием всех этнических групп и народов, проживающих в стране.

Мы вместе боремся против любых форм сепаратизма и шовинизма. Если подходить ко всем национальным проблемам с максимумом доброжелательности, в будущем это сможет дать хорошие плоды. Положительный факт, что все нацменьшинства признают: у нас не националистическая страна, в корне мы интернациональны. Но тот факт, что одно из нацменьшинств оказалось настолько агрессивным, что захватило 20% нашей земли, способствовал тому, что эта фобия усилилась в сознании граждан Азербайджана разных национальностей. Чтобы исключить этот страх, надо предпринять самое элементарное – уделить внимание культуре разных народов.

ФОБИЯ ЧИНОВНИКОВ

Надир Кямаледдинов, директор международного Кавказского фонда по вопросу нацменьшинств, также признает наличие в Азербайджане различных проблем национального свойства. “Многие неправительственные организации желают провести семинары-тренинги для нацменьшинств на местах, на севере и на юге страны, однако местные исполнительные власти не разрешают им этого. Я считаю, это большой минус в государственной национальной политике. Наши чиновники боятся, что эти просветительские акции могут привести к новым сепаратистским проявлениям. Но на самом деле просвещение в области защиты прав нацменьшинств ничего плохого не несет. Это лишь на пользу государству в целом.

Вообще у наших нацменьшинств есть несколько основных проблем. Главным образом они стремятся к развитию своих языков и здесь сталкиваются с финансовыми проблемами. Следующей проблемой можно назвать их желание быть представленными в органах власти. Здесь есть и проблема незнания многими из них государственного языка страны на необходимом уровне. Государство должно поощрять развитие национальных культур и языков малых народов. То есть, не просто декларировать существование каких-то газет и национальных театров, существующих, в основном, на бумаге.

Вот из такого перечня, представленного Азербайджаном в СЕ, реально существуют лишь единицы национальных организаций. Нет конкретной поддержки от государства. А в принципе оно может оказывать ее даже путем поощрения коммерческих структур, выделяющих средства на культурное развитие нацменьшинств. Бездействие в этом вопросе опасно. Необходимо воплощение идеи “азербайджанизма” как общенациональной”.

ГЛАВНОЕ – ФИНАНСЫ

Завотделом этнографии Музея истории НАН Атига Исмайлова “согласна с теми аспектами, в которых проводится работа государства с нацменьшинствами”: – Малые народы у нас имеют равные права с представителями титульной нации. Я не считаю, что для них нужно создавать какой-то отдельный закон. В отношении нацменьшинств отсутствует социальная дискриминация, я имею в виду назначение на государственные посты и т.д. То есть в этом смысле нет никаких ограничений по этническому принципу, и даже в тех районах, где они проживают компактно, представители нацменьшинств преобладают в управленческом аппарате.

Для сохранения и развития языков и культур малых народностей Азербайджана в 1992 г. был издан президентский указ о преподавании предметов на этих языках в школах дважды в неделю. Два раза в неделю на государственном радио готовятся передачи на всех языках нацменьшинств. Есть газеты двуязычные – в Лянкяране и Гусаре. Можно публиковать произведения национальных авторов. Хотя сегодня много финансовых проблем в этой связи. …В общем можно констатировать, что государство признает эти языки, право народов сохранять и развивать их через школы, литературу и прессу.

Сложности также и в том, что недостает учебников на языках, может, из-за нехватки специалистов. Но большинство этих языков на сегодня изучено, и ведется преподавание на татском, лезгинском языках. Хотя, может быть, есть нехватка в количестве учебных пособий. Я знаю, что сегодня выходят литературные произведения на курдском языке. А социально-экономические трудности носят сейчас общенародный характер.

Существует еще одна проблема – в советские времена повсеместно проводилась политика ассимиляции малых народов в рамках республик, и сегодня многие представители меньшинств выражают недовольство тем, что они до сих пор по документам причисляются к иным нациям. Хотя происходят некие изменения и численность некоторых народов повышается. Переживать тут не надо, просто необходимо при следующих переписях населения учитывать желание всех граждан записываться той национальностью, которую они выбирают сами.

ДОВОЛЬНЫ НЕ ВСЕ

Председатель бакинской религиозной Общины европейских евреев Геннадий Зельманович тоже говорит, что сегодня в Азербайджане действует “правильная политика в отношении нацменьшинств”. “Никаких новых предложений у меня на этот счет нет. Мы часто общаемся с советником президента по нацвопросам И.Оруджевым, и я вам скажу, что мы полностью удовлетворены. С нашими праздниками нас постоянно поздравляет лично президент”. Зельманович признает лишь наличие каких-то внутриобщинных проблем, которые решаемы их собственными силами.

А так, вот недавно власти Баку позволили евреям отреставрировать старое здание синагоги, чему Г.Зельманович искренне рад. В 1999 г. в Хачмазе был создан Культурный центр нацменьшинств. Однако, говорит его создатель Хумар Асадова, уже с весны 2001 г. центр закрыт. “Здесь есть и финансовые причины, и давление госорганов. Нас как-то не так понимают. Думают, что мы не те идеи проповедуем”. На вопрос, кто конкретно противодействовал дальнейшему существованию центра, Асадова сказала, что не хочет дополнительных трудностей: “У меня уже были слишком большие проблем”. Из ее слов стало ясно, что более всего чиновникам не нравилась деятельность организации, созданной самими людьми, без “согласования” с властями.

По словам Асадовой, весной прошлого года в Губа-Хачмазском регионе была свернута работа практически всех самостоятельных национальных организаций – татских, грызских, будугских, лезгинских, месхетинских. В качестве основных потребностей нацменьшинств севера Асадова называет недостаточное количество книг на родных языках, нехватку национальных школ, хотя бы по одной для нескольких наций сразу. Руководитель курдского культурного центра “Ронаи” Кямиль Гасанов вполне удовлетворен отношением властей к их национальной общине. “У нас есть газета “Голос курда”(“Данге курд”), на радио “Араз” два раза в неделю выходят передачи на нашем языке (кстати, такие же передачи здесь выходят на лезгинском и талышском языках). Но есть большие финансовые сложности”.

Гасанов говорит, что основная проблема курдов Азербайджана сегодня в том, что большая часть из них была изгнана с исконных мест проживания на границе с Арменией. И сейчас беженцы-курды рассеяны по 60 районам республики. В качестве национальных проблем К.Гасанов назвал отсутствие достаточного количества преподавателей курдского языка – есть распоряжение президента об открытии начальных классов, с 1 по 4-й.

Раньше таких педагогов готовили в техникуме в Шуше, но в 1936 г. заведение закрыли. В то время курдов начали целенаправленно записывать в азербайджанцы. Глава Азербайджанского славянского культурного центра Валентина Сергеева говорит, что в принципе им никто не мешает развиваться, но и не помогает. “Сейчас все сопряжено с деньгами.

Допустим, мы хотим провести какое-то серьезное мероприятие, однако у нас нет денег даже на аренду необходимого помещения для разовой акции”. Но у государства не хватит средств, чтобы разом поддержать все этнические центры в стране: “Может быть, госорганы могли бы подумать о постройке одного большого здания для культурных нужд нацменьшинств. А пока мы все варимся в собственном соку”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: