Х.ИСМАЙЛОВА
В этом году выдающемуся композитору Фикрету Амирову исполнилось бы 80 лет. Мероприятия, посвященные юбилею, уже начались, но не в Азербайджане, а в Турции. 1-2 февраля этого года по инициативе дирижера Ялчина Адыгезалова в Измире состоялись два концерта.
Примечательно, что на концерте в сопровождении Измирского государственного симфонического оркестра выступала внучка Фикрета Амирова Назрин Эфенди – студентка известного пианиста Евгения Могилевского, которая учится в Брюссельской королевской музыкальной академии. Это был ее первый концерт с симфоническим оркестром, однако по мнению Ялчина Адыгезалова, неопытность пианистки на качестве исполнения не сказалось. Более того, “ее выступление показало, что традиции рода Амировых имеют достойное продолжение”.
Наряду с известными произведениями Амирова – “Азербайджанское каприччио”, симфонический мугам “Кюрд овшары” и “Сказание о Насими” был исполнен и, считавшийся утерянным, двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром, написанный композитором в 24 года. Он впервые был исполнен 3 марта 1947 года. Дирижировал тогда еще заслуженный деятель искусств, маэстро Ниязи. После этого партитура была утеряна.
Однако недавно сын композитора Джамиль Амиров поднял архивы отца, и обнаружил считавшиеся утерянными ноты, после чего состоялось второе рождение этого произведения – 55 лет спустя после премьеры. Скрипичную партию исполнил лауреат международных конкурсов, турецкий скрипач Джихат Ашкын, а партию фортепиано Назрин Эфенди. В отличие от “Насими дастаны”, который композитор назвал “трагической музыкой”, этот концерт полон оптимизма, юношеского задора. Наверняка свою роль сыграл и возраст композитора. Ведь послевоенные годы, когда писал эту музыку Амиров, были порой блестящих начинаний в его жизни.
Исполненный на концерте симфонический мугам “Кюрд овшары” – произведение, отождествляющее влияние мугама на творчество Амирова (отец великого композитора- Мешади Джамиль Амиров – был выдающимся таристом и композитором) покорил турецкого слушателя. “Сказание о Насими” (Насими дастаны) Амирова исполнялось во многих странах мира. После премьеры этого произведения в Стокгольме президент шведской Королевской музыкальной академии сказал: “Такой прием, оказанный музыке Амирова в Стокгольме, является залогом того, что первое знакомство шведской публики с азербайджанской музыкой будет обязательно продолжено”.
Прошло много десятилетий, однако эта музыка продолжает покорять сердца слушателей. В Измире они аплодировали музыке Фикрета Амирова и ее исполнению под руководством Ялчина Адыгезалова стоя. Вообще же это не первый концерт Измирского государственного симфонического оркестра под руководством азербайджанского дирижера. 25-26 января прошел концерт с израильским скрипачом, лауреатом международных конкурсов Хагаи Шахамом, где были исполнены сложный в техническом и художественном плане Скрипичный концерт Сибелиуса и произведения турецких композиторов: Измирская рапсодия Муаммера Суна и Турецкое каприччио Ферида Тузуна.
Концерты Измирского симфонического оркестра под руководством азербайджанского дирижера вызвали интерес не только у любителей классической музыки, но и у представителей азербайджанской диаспоры в приэгейских районах Турции. В частности, на концерте, посвященном памяти Фикрета Амирова, присутствовало руководство “Азербайджан кюлтюр дернеги” в Измире, посол Азербайджана в Турции Мамед Алиев прислал цветы. В концерте принимала участие дочка композитора Севиль Амирова. Теперь очередь за Баку. Однако судя по отсутствию анонсов, на родине 80-летие великого композитора пройдет так же, как и его 75-летие – в кругу семьи.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год